logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Что значит быть добровольцем?

Что значит быть добровольцем?
Фото: иллюстративное фото

Эстонию нередко называют страной добровольцев. Организации, предлагающие помощь по разным направлениям, исчисляются сотнями. Кроме того, волонтеров много в государственных ведомствах. Например, есть профессиональные полицейские и полицейские-волонтеры, профессиональные спасатели и спасатели-волонтеры. Мы поговорили с несколькими добровольцами о том, почему они выбрали этот путь и как живут.  

Главная проблема полицейских вызовов

Журналист Елизавета Белоус подавала заявление в помощники полицейского и записалась на подготовительный курс в феврале 2020 года — ей сказали, что в марте все начнется. Но тогда вместо курса началась пандемия, поэтому пришлось сесть за ноутбук и изучать Уголовный кодекс ЭР. «Было увлекательно искать ответы для практического задания, например, может ли полиция вмешиваться, если эксгибиционист занимается на балконе своим эксгибиционизмом, или нет», — рассказывает Лиза.

Две недели онлайн-обучения закончились, и оказалось, что все, что проходят в теории, на практике выглядит совсем иначе. В теории, по словам Лизы, рассматриваются какие-то идеальные ситуации в вакууме, а во время дорожного патруля, с которого обычно начинают свой путь помощники полицейских, надо быть готовым ко всему и гибко реагировать на все происходящее.

Свою первую двенадцатичасовую смену, которая началась субботним летним утром, Лиза описывает как достаточно спокойную, однако для себя она выделила огромную проблему – каждые 15-20 минут приходил вызов на домашнее насилие. «Будучи журналистом, я часто делала сюжеты на эту тему, но ощущение, что все как будто остается в серой зоне, потому что никогда не представляешь масштабов происходящего. Очевидно, что с этим надо что-то делать, возможно, я тоже смогу внести какой-то вклад, помогая полиции», — признается девушка.

На вопрос, как бы это могло выглядеть, Лиза рассуждает, что на уровне школ можно было бы говорить с подростками о том, что можно и нельзя делать другому человеку по отношению к себе. И, конечно, больше рассказывать об этой теме в социальных сетях, мотивируя людей обращаться в полицию с этой проблемой. «Всегда есть варианты помощи, хотя бы психологического характера, чтобы жертва понимала, что она не одна в сложившейся ситуации, и кто-то приедет и заберет ее из кошмара», — считает Белоус, подчеркивая, что предстоит еще много работать в этом направлении.

Работа с результатом и без

Помимо дорожного патруля, у помощника полицейского всегда есть возможность заниматься превентивной работой. В этом Лиза тоже принимала активное участие — ходила в маленькие школы и рассказывала первоклашкам о правилах дорожного движения. «Раскрасить бумажную полицейскую машинку – это безумно мило и приносит пользу, особенно, если понимаешь, что о каких-то вещах дети могут даже не задумываться», — говорит Лиза и поясняет, что совершенно неожиданно выяснилось — многие первоклассники не знают свою фамилию или домашний адрес. Зачастую, когда появляется сообщение в прессе о потерявшемся ребенке, оказывается, что он просто не знает, куда ему идти, хотя, по мнению Белоус, родителям или учителям следует научить этому детей уже в первом классе.

Немало интересного предстоит узнать и самой Лизе, так как сейчас она прошла только начальную ступень в системе помощников полицейских, и ей бы хотелось получить более расширенный спектр возможностей, который можно было бы применить в работе. Опять же, полиция — это отличная практика для развития навыков общения, в том числе, с нарушителями. Лиза считает себя довольно эмоциональным человеком, легко заводящимся с полоборота. «Как выяснилось, в рабочей форме я достаточно уверенно себя чувствую и могу очень спокойно и внятно объяснить тому, кто неправ, в чем именно он неправ. И это классно, потому что можно развивать такое качество как ассертивность», — говорит Лиза о навыке уверенности в себе.

Самое главное, почему Белоус окончательно и бесповоротно решила идти в помощники полицейских, она объясняет так — можно сидеть в офисе и делать что-то общественно значимое, но не видеть результата своей работы. А когда ты полицейский в форме, то ценность заключается в том, когда помогаешь человеку, например, найти его родственника или что-то делаешь с тем же домашним насилием, либо с какими-то сложными семейными ситуациями, то есть помогаешь решить конфликты и видишь результат своих действий.

Бояться нужно не трупов, а живых

В свою первую смену помощник полицейского Артур Абрамов с коллегами за 4 часа не получили ни одного вызова. А потом в многоквартирном доме соседи кинули окурок человеку на балкон, после чего тот загорелся. Проблему ликвидировали быстро, если бы не одно но — в квартире были обнаружены боеприпасы, а обстановка внутри жилья больше напоминала оружейный склад. Естественно, вызвали также саперов с собаками, чтобы провести досмотр. Оказалось, что владелец квартиры — коллекционер, а большая часть найденных в квартире мин, гранат, пистолетов и лент от пулеметов являлась деактивированной. «Молодые ребята, которые только пришли после Академии, сказали, что не могли даже предположить, с чем придется столкнуться. Вот так мой первый день и закончился», — смеется Артур.

В отсутствии вызовов Абрамов занимается дорожным надзором — измеряет скорость и следит за общей ситуацией на дорогах. На вопрос о том, лихачат ли водители в Эстонии, молодой человек сначала вздыхает, а потом отвечает, что нарушение скоростного режима — это популярно. Когда приходится останавливать нарушителя, Артур чувствует, что наступает справедливость, ведь, по его мнению, все, что связано с дорогой, водители недооценивают. «Мы не очень часто штрафуем человека, в первую очередь, хочется его выслушать, а потом уже принимать какое-то решение», —объясняет помощник полицейского.

Полиция вместе с помощниками довольно часто выезжает на семейные ссоры и скандалы, причиной большинства из которых является алкоголь. Несмотря на то, что за год в статусе помощника полицейского Артуру приходилось сталкиваться и с убийствами, и с самоубийствами, и с какими-то кровавыми разборками, его это совершенно не пугает, так как он понимает, что это работа. «Вызывает отвращение совершенно другое — то, как живут люди. Когда на первом собрании выдавали удостоверения, нам сказали, что бояться нужно не трупов, а живых людей, трупы уже ничего не сделают», — рассказывает Абрамов.

Сентиментальный романтик в борьбе с наркотиками

Пока Артуру интересна именно оперативная работа, когда неизвестно, что может произойти. «В принципе, работа в патруле — это как тушить начавшийся пожар», — проводит аналогию молодой человек и поясняет, что во время вызова возможно что-то предотвратить и как-то на людей повлиять. Но когда Артур еще мечтал о работе в полиции, он видел себя в молодежной инспекции, так как отдельное направление, которое его интересует — это борьба с наркотиками. «То, что я вижу вокруг себя — это печальная картина, круговорот, который никуда не денется, но хочется его хотя бы минимизировать», — признается молодой человек.

«Я достаточно принципиальный человек, выступаю за закон и равноправие, и не хочу, грубо говоря, лежа на диване, смотреть новости и комментировать работу полиции, скорее, хочу сам в этом участвовать», — говорит Артур Абрамов и добавляет, что за год в качестве помощника полицейского успел проверить себя и осознать, что в дальнейшем хотел бы строить карьеру в полиции.

Удивительно, что принципиальность в Артуре сочетается с сентиментальностью, правда второе качество проявляется больше в личных отношениях. «Близкие спрашивали, как я, такой сентиментальный романтик, пойду в полицию, где бывает довольно жестко, но я разделяю эти вещи, и мой мягкий характер мне не мешает», — утверждает Абрамов.

Сейчас его основная работа связана с охраной строительного магазина, где приходится предотвращать кражи и передавать людей полиции. «Причины могут быть самые разные, иногда люди говорят «я – приличный человек, никогда ничего не крал, это мой первый раз, отпустите», но работа помощником полицейского накладывает отпечаток и важно уметь сохранять хладнокровие», — говорит Артур.

Учитывая охрану и тренировки рукопашным боем, он старается уделять полиции от двух до пяти раз в месяц, хотя, как сам говорит, если получается меньше, то становится немного грустно, потому что всегда хочется больше. Значит ли это, что Абрамов попробует в этом году поступить в Академию? По его же признанию, это не единственный возможный вариант, ведь если делать работу помощника полицейского хорошо, то сотрудники это заметят, и тогда есть шанс попасть на заочное обучение и параллельно продолжать помогать полиции.

Альтернатива мобильным телефонам

Доброволец Сил обороны Эстонии Владимир Шитов за свою 37-летнюю жизнь успел поучиться и в Санкт-Петербурге в университете аэрокосмического приборостроения, и освоить специальность «организация и управление логистической деятельностью предприятия», и успешно окончить техникум, став механиком. «Не скажу, что я очень активный, но мне нужно все время получать новые знания, как-то развиваться», — говорит Владимир.

В 2014 году он пополнил ряды Нарвского отделения Алутагузеской дружины, сформированной на базе Кайтселийта. По словам Шитова, его деятельность очень разносторонняя — это может быть помощь в организации или проведении каких-то общественных, либо спортивных мероприятий. Также дружина тесно сотрудничает с «Молодыми орлами», где проводятся детские лагеря, в которых воспитывают молодежь. Больше всего радости Владимиру приносит именно эта сфера, так как ему приятно осознавать, что детям и подросткам можно помочь в трудной ситуации, либо развить какой-то социальный навык.

За последний год в организацию пришло довольно большое количество мальчиков и девочек, которые получили информацию о Силах обороны где-то на мероприятии, а потом заинтересовались и захотели узнать побольше о новых возможностях. Владимир считает, что у молодого поколения возникает чувство ответственности за свое будущее. Он знает, о чем говорит — благодаря добровольческой дружине ему удалось предложить своему сыну альтернативу бесконечному сидению в телефоне. «Я пригласил его на несколько мероприятий, в том числе, в походы, ему понравилось, затянуло парня — подтянул физическую форму, он как будто бы повзрослел», — рассказывает Владимир. Младший Шитов, по словам папы, стал понимать, какие последствия могут принести те или иные действия или наоборот бездействие других людей.

Сам для себя в добровольческой деятельности Владимир выделяет желание быть кому-то нужным. Если кто-то испытает положительные эмоции после оказанной помощи или кому-то станет немножко легче в беде или горе, значит уже все не зря. «Если бы я что-то сделал по-другому и не пошел в добровольцы, наверное, очень многое потерял бы и не обрел столько друзей», — признается Шитов.

Владимир подчеркивает, что в Кайтселийте самый яркий момент для него — это хорошие добропорядочные соседские отношения. Ни события или мероприятия, ни учения, а именно дружба между людьми. «Я думаю, что каждый, кто захочет заниматься этим, найдет себе достойное или удобное занятие в наших рядах. Никто никого не вербует или призывает вступать, если человек честный и с самосознанием, то в добровольческой организации это всегда оценят», — резюмирует Владимир.

Ольга Линник

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.