logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Политбеженка из России жалуется на чрезмерное применение силы со стороны полиции

Политбеженка из России жалуется на чрезмерное применение силы со стороны полиции
Фото: Литовская полиция

В ночь с пятницы на субботу на улицу Архитекту в Вильнюсе была вызвана полиция: компания молодых людей устроила дружескую вечеринку, нарушив требования карантина. Все окончилось ударами, наручниками, применением газа. Это произошло в квартире политбеженки из России Ирины Калмыковой.

Поводом вечеринки стало возвращение сына Ирины Калмыковой Руслана из колонии. Ранее за ряд правонарушений несовершеннолетнему был назначен домашний надзор: Руслан был обязан находиться дома после 10 вечера. Но он не соблюдал режим, за что и был помещен в колонию на год и 3 месяца. В минувшую пятницу, 8 января, Руслан из колонии вернулся.

Возвращение отмечали шестеро парней и девушек, Ирина находилась в соседней комнате. Присоединиться к компании хотели и другие люди, но Руслан им отказал, не дав войти в квартиру и не желая общаться. Участники вечеринки говорят, что никакой драки не было. Полиция утверждает, что их вызвали именно из-за драки.  Двое полицейских прибыли около 12 ночи.

«Я открыла. Девочки с Русланом были на балконе, в квартире было тихо. Никто ничего не нарушал, кроме того, что был нарушен карантин, — рассказывает Ирина Калмыкова. — Полицейские вошли, и один из гостей, Саша, взял телефон, чтобы снимать [фамилии всех гостей автору известны]. Снимала еще одна девочка, Скайсте. Саша стал спрашивать: «кто вы, откуда?». Полицейские начали выбивать телефоны из рук, и кричать по-литовски, чтобы телефоны убрали. Сашу положили лицом на пол, надели наручники, и били его ногами и палками. Потом один из полицейских пихнул Скайсте в комнату, оттолкнул, и стал ее бить дубинкой. Мне стало плохо, я стала кричать: «что вы делаете? Что мы такого совершили?». Никто ничего не объяснил».

Кроме Руслана, Александра и Скайсте в квартире находился Лукас. Скайсте описывает произошедшее так:

«Лукаса вывели в коридор и он что-то стал им отвечать, не очень красиво. Полицейский вытянул «телескоп» [раскладная дубинка — Е.Т.], и я спросила: «что вы делаете? За что?». Они начали его бить, хотя он и не сопротивлялся. Я стала снимать, и тогда полицейский втолкнул меня в комнату, ударил меня по ноге «телескопом», чтобы не лезла. Он был недоволен, что я снимаю, сказал уйти. А потом полицейские прыснули газом, и мне тоже досталось».

Еще одна участница вечеринки, Эмилия, рассказала следующее:

«И полиция, и мы сначала пытались коммуницировать. Парни хотели точно выяснить, что происходит,  почему полицейские вошли без разрешения, на каком основании. Но разговора не вышло, полицейские сразу были агрессивными. Я не была выпивши, и со мной вели себя прилично. Но другие были выпивши, и с ними поступали агрессивно. Лукас просто спросил, почему они так себя ведут, но ничего не предпринимал, агрессии не было. Но полицейский достал  палку и начал его бить».

На пол уложили и сына Ирины Калмыковой, Руслана. Ему, как и Александру с Лукасом, надели наручники. По словам участников вечеринки, аналогичным образом поступили и с гостем по имени Артем. После задержанных повели в полицейский автомобиль.

«Артема взяли даже не за руки, а за волосы, — рассказывает Руслан. — Меня без ботинок, без куртки повели по подъезду. Когда вели, ударили головой в стену. Бросили и ударили чем-то, я не видел, чем. Я вообще не мог смотреть, глаза пекло от газа. Вели в машину в одних носках по снегу. Потом принесли ботинки и куртку. Я пытался объяснить, что мы ничего ужасного не сделали. Но им было, мягко говоря, все равно».

Сейчас на лице Руслана заметная ссадина. Итак, четверых задержанных повезли в полицейском микроавтобусе. Но через несколько сот метров одного из них, Александра, выпустили. Причем, как говорит Руслан, Александр был в майке, без куртки. То, что Александр вернулся в квартиру в майке, подтверждает и Ирина Калмыкова. По данным Gismeteo.lt, температура на улице в тот момент была минус 3º. На данный момент связаться с Александром не удалось. 

Русла (фото из личного архива)

Описывает Руслан и другой немаловажный момент. «В отделении полиции мне померяли температуру, было 38. И меня все равно поместили в камеру». В итоге Руслана продержали в камере до утра. Итогом стали штрафы по 250 евро для Ирины Калмыковой, Скайсте и Эмилии.

Когда Ирина жила в России, полиция задерживала ее более 50 раз — за участие в оппозиционных пикетах, митингах и акциях. В итоге на гражданскую активисту завели в России уголовное дело по статье 212 части 1, «организация массовых беспорядков». Она бежала в Украину, а оттуда — в Литву, где в марте 2016 года получила политическое убежище. Бегство было тяжелым, украинскую границу Ирине пришлось переходить нелегально. Ее сын, в тот момент 13-летний подросток, получил психологическую травму, от которой оправляется до сих пор.

«Я очень благодарна литовцам, которые помогли, поддержали, — говорит Ирина. — Помогали прежде всего простые люди, а потом подключились и депутаты Сейма. Я полюбила эту маленькую уютную страну, никогда тут не чувствовала себя чужой. Меня поразила культура, вежливость, тактичность, умение общаться. И полиция всегда вела себя образцово, это не шло ни в какое сравнение с Россией. Потому происшествие в пятницу было для меня шоком. Я не могла себе представить, что в Литве такое возможно. Да, мы нарушили карантин, и я уплачу штраф. Но ведь это не то нарушение, за которое можно бить, класть лицом в пол, надевать наручники, волочить за волосы, выпускать на мороз без одежды. Если уж наказывать, то делать это строго по закону, а не так, как поступили с нами».

Комментарий полиции

Департамент полиции Литвы представил в СМИ позицию полицейских, которые приезжали по вызову:

«Мы приехали по вызову соседей, нам сообщили, что в квартире собралась компания, там конфликтуют, дерутся. В подъезде была кровь. Дверь открыла женщина с молодым человеком, у молодого человека была разбита губа. В квартире мы обнаружили еще 5 человек. Брюки на одном из них были порваны, значит, был серьезный конфликт.

Когда мы стали выяснять ситуацию и личности собравшихся, в нашу сторону постоянно отпускали разные реплики, на вопросы не отвечали. Нам сказали, что празднуют возвращения друга из зоны. Мы хотели собрать данные и составить протокол о правонарушении за несоблюдение требований карантина. Тогда нас стали снимать на видео, а вернувшийся из зоны молодой человек тихо сказал другим, цитируем: «от...м этих мусоров».

Поскольку люди вели себя неадекватно, мы вызвали на помощь подкрепление. Молодой человек, которого ударили телескопической дубинкой, представлял реальную опасность, как и другие мужчины. С учетом ситуации, состояния нарушителей, их агрессивность, плюс, что это за люди, степень их опасности, было решено немедленно задержать их, что и было сделано. Женщина и девушка мешали нам, поэтому их оттеснили подальше.

Вернувшегося из места заключения молодого человека держала другая девушка, но он постоянно ее отталкивал и пытался контактировать с нами, поэтому мы применили газ. В данной ситуации было принято решение задержать нетрезвых людей, которые неадекватно вели себя, пока они первыми не напали на нас», — указали сотрудники полиции.

Департамент полиции так же уточнил, что изучит видео с регистраторов полицейских.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.