logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Итальянский карантин изнутри (+фото)

Итальянский карантин изнутри (+фото)
Фото: Алексей Аляшевич

Гродно — Вильнюс — Бергамо — Верона — Венеция — снова Вильнюс и Гродно. По такому маршруту проехался наш журналист Алексей Аляшевич, спланировавший свой отпуск задолго до карантина. Как переживают карантин сами итальянцы? Сложно ли выбраться из страны? Что ждет по возвращении домой и насколько это страшно — домашний карантин? Алексей делится своим личным опытом.

Билеты в Италию мы с другом приобрели еще в начале февраля — тогда ситуация с коронавирусом казалась чем-то далеким и ассоциировалась, преимущественно, с Китаем. К концу зимы картина изменилась. Мы пытались понять, лететь или нет. Когда до вылета оставалось около двух недель, решили просто наблюдать за ситуацией: вдруг авиакомпании отменят рейсы, или же правительство попросту закроет границы — тогда все решилось бы само собой. Шли дни, случаи заражения и смертей в Италии росли, но кардинальных мер никто не предпринимал — цифры тогда не были такими внушительными, как сейчас.

Билеты мы покупали у лоукостера Ryanair, вылет из Вильнюса в итальянский Бергамо был намечен на 4 марта, обратно — 11 числа из Тревизо (Венеция) в литовскую столицу.

Когда стало известно, что ряд небольших итальянских городков в Ломбардии  закрыли на карантин, мы решили обратиться в авиакомпанию с вопросом об отмене билетов и возврате денег. Хотя находившихся на карантине мест не было в нашем маршруте, стали посещать мысли о перепланировании отпуска.

Мы знали, что Ryanair не возвращает деньги за билеты, но в случае с коронавирусом подумали, что нам пойдут навстречу. Перевозчик ответил кратко: «Аэропорты работают в обычном режиме. Деньги за билеты мы не возвращаем». Можно было поменять рейс на другой за дополнительные 40 евро за каждый билет, но тогда мы выходили за рамки нашего бюджета, да и некоторое жилье в Италии уже заранее было оплачено без возможности возврата. В общем, мы закупили антисептики и начали собирать чемоданы…

4 марта мы выехали из белорусского Гродно, чтобы добраться в Вильнюсский аэропорт. Мы прибыли в аэропорт на несколько часов раньше, предвидев возможные дополнительные проверки, которые могли возникнуть из-за нашего решения отправиться в Италию. Но все прошло в штатном режиме: мы прошли регистрацию, проверку багажа и попали в зону ожидания.

Вместо привычной толпы около выхода на посадку стояли несколько человек. В самом самолете в Бергамо летели около 12 пассажиров без учета экипажа. Ощущения были очень странными —до этого мы никогда не летали в пустом Ryanair.

В Бергамо в терминале прилетов нас встретила девушка в защитном костюме, маске и тепловизором в руках. Все пассажиры подходили по одному, если все было нормально — тебя пропускали. Никого из нашего рейса не задержали, процедура проверки не занимала более 30 секунд на человека.

Выйдя из аэропорта, мы ожидали увидеть людей в масках — но нет. На улицах ничто особо не указывало на вспышку Covid-2019.

В Бергамо мы пробыли чуть более суток. Проблем с транспортом не было никаких, все маршруты выполнялись по расписанию, да и пассажиров в утреннее время было полно — рабочий день как никак. Правда, чем ближе к центру города — тем меньше становилось людей.

Конечно, исторический центр в будний день рассчитан в большей степени на туристов и местный сервис. С последним все было отлично — магазины открыты, из кофеин доносился запах свежей итальянской выпечки, а вот c туристами наблюдалась явная проблема.

Мы решили подняться на одну из самых популярных смотровых площадок в верхнем городе. На фуникулере поднимались с тремя туристами: они оказались итальянцами, которые в условиях туристического спада решили посмотреть страну. Прекрасными видами на Альпы мы любовались практически одни.

Следующей точкой нашего маршрута была Верона. Мы знали, что некоторые автобусные и железнодорожные рейсы в Италии отменяют из-за короновируса, но до Вероны добрались без проблем. Автобус был наполовину забит, несколько пассажиров сидели в масках.

В Вероне вовсе не было ощущения, что в стране есть какие-либо ограничения и карантин. Вечером город полностью оживал, туристы и итальянцы выбирались на улицы.

Больше всего дней мы оставили на Венецию. Мы бронировали комнату в апартаментах, рассчитанных на несколько постояльцев. При заселении колоритный хозяин Лучиано рассказал, что за последние полтора месяца мы его единственные клиенты. К слову, жилье Лучиано пользуется большим спросом из-за высокого рейтинга, хорошего расположения, условий и приемлемой стоимости, поэтому мы бронировали его задолго до поездки.

«Как только началась шумиха с коронавирусом, буквально за пять часов мне пришло около 500 сообщений об отмене бронирования. В настоящее время у меня нет ни одного туриста до конца весны. Это сильный удар по частному бизнесу. У моих коллег, которые предоставляют похожие услуги, такая же проблема. Зато все апартаменты в вашем распоряжении», — рассказал нам Лучиано с невеселой улыбкой.

Наша квартира была расположена в материковой части Венеции (Mestre), дорога до островной занимала около 10 минут на общественном транспорте. Поскольку мы прибыли вечером, то решили отдохнуть и изучить город на следующий день.

Проснулись мы от прихода Лучиано, который сообщил очередную порцию новостей.

«Вчера вечером наше правительство подписало указ, распространяющий ограничения на въезд и выезд на всю Ломбардию из-за угрозы распространения коронавируса. Вам повезло, что вы успели добраться до Венеции. Теперь вы, ребята, официально находитесь в зоне карантина, поздравляю», —  обрадовал нас хозяин.

Мы уточнили, сможем ли мы свободно перемещать по Венеции. Лучиано ответил, что все работает в нормальном режиме.

«Венеция только для вас», — улыбнулся он, пожелав нам хорошего отдыха.

В обед мы прибыли на конечную автостанцию в Венеции. На время карантина водители приостановили продажу билетов в салонах автобусов — хорошо, что мы позаботились о проездных заранее.

В районе главных транспортных узлов, как нам показалось, было достаточно людно, но, по словам местных, это ничто для Венеции.

Ближе к центру концентрация людей значительно уменьшалась. Мы замечали все больше людей в защитных масках.

Когда мы добрались до самой известной локации на весь мир, — площади Святого Марка — вспомнили слова Лучиано о том, что Венеция «открыта только для нас». Голубей здесь было явно больше, чем людей.

Из множества ресторанов, которые были на площади, работал только один.

Мы решили вернутся сюда еще раз, но уже после заката. Голуби разлетелись, остались только мы, полицейский патруль и несколько рабочих. Ощущалось очень странно.

Мы знали, что посетить различные музеи и большинство соборов нам не удастся из-за режима карантина, их закрыли еще до нашего прибытия в Италию. А вот попробовать местную кухню мы еще надеялись успеть.

Многие кафе и рестораны оказались закрыты, а те, что все еще принимали гостей, значительно ограничили время работы (максимум до 16:00) и, согласно требованиям властей, ввели дополнительные условия для посетителей.

Так, зайти в небольшое кафе за традиционными закусками «чикетти» и бокальчиком вина можно было только по одному. Забрав заказ, люди могли перекусить снаружи заведения или на ступеньках возле каналов.

Если ресторанчик располагал достаточной площадью, он мог принимать посетителей, обеспечив расстояние между столиками в 1 метр.

«Многие заведения закрылись из-за того, что сейчас в городе карантин и попросту нет туристов. Остальные не попали под выдвинутые правительством требования. Сейчас в Венеции работают считаные пиццерии и закусочные», — рассказала нам официантка одного из таких мест.

Учитывая новый режим работы кафе, без продуктовых магазинов нам было не обойтись. Никакого товарного дефицита, о котором писали СМИ, не было.

Правило «одного метра» распространялось и на магазины. Специальный человек регулировал расстояние между людьми в очереди и пропускал на кассу по одному.

Аналогичные требования распространялись и на аптеки, которые работали в обычном режиме. Очередей возле них не было, как и защитных масок в ассортименте.

В целом, за наделю нашего пребывания мы не наблюдали никакой паники среди населения: никто не вылезал из автобусов через окно, если слышался кашель в салоне, товары с полок тоже никто не сметал. Да, многие пользовались антисептиками, а после объявления карантина во всей Ломбардии на улицах стало появляться больше людей в защитных масках. Периодически слышались звуки сирен скорой помощи, но все реагировали на происходящее спокойно.

У нас температуру измеряли только по прибытии в Бергамо, на улицах бригады медиков не дежурили, никого не останавливали для каких-либо дополнительных проверок.

А вот дорога домой была, пожалуй, самым нервным моментом поездки. За два дня до вылета появилась информация, что многие авиакомпании, в том числе, лоукостеры, отменили большую часть рейсов в Италию и из нее. Мы вылетали из аэропорта Тревизо в Вильнюс. На сайте Ryanair данных об отмене конкретно этого рейса не было, поэтому мы выдвинулись в аэропорт.

Поскольку из Венеции до аэропорта Тревизо около 30 км, мы поехали на поезде. На станции в Mestre дежурила полиция, был оборудован небольшой пропускной пункт для прибывающих на вокзал.

Такие меры были введены с 8 марта после распространения режима карантина на всю северную область Италии. Правительственный указ ограничивал передвижение между городами без специального разрешения, многие поезда в Венецию были отменены. Составы отправлялись лишь в близлежащие городки.

«Хоть бы доехать», — подумали мы и пошли за билетами. На кассе нас с удивлением спросили, куда же мы собираемся.

«В Тревизо? Туда можно», — отметил кассир.

Мы получили свои билеты и прошли на перрон без всяких проверок и прочей волокиты. В поезде ехало всего несколько пассажиров, которые распределились по разным вагонам.

Уже в аэропорту Тревизо мы поняли, как нам повезло. На табло вылетов большинство рейсов были отменены, кроме самолетов в Вильнюс, Берлин и бельгийский Шарлеруа.

Аэропорт был пуст, внутри работало только одно мини-кафе, у которого дежурили медики.

Никаких очередей перед стойкой регистрации, а также при прохождении стандартных проверок.

После процедуры досмотра пассажиров встречали дежурные полицейские, которые просили предоставить паспорта и посадочные. Нас спросили, куда мы летим, проверили документы и пропустили. А вот гражданку Италии не сразу пустили к «воротам», правоохрана разбиралась с ее специальным разрешением на вылет.

На борту самолета находились всего 9 пассажиров и экипаж — тесно точно никому не было.

Наш полет прошел хорошо, мы приземлились в литовской столице согласно расписанию. Покидая самолет, все догадывались, что нас ждет необычная встреча.

Все оказалось как в фильмах про инопланетян: в холле терминала нас встретила бригада медиков и других специалистов в спецкостюмах, очках, перчатках и масках. В общей сложности, человек 10 — больше, чем прибывших пассажиров. Хрупкая девушка в рупор начала зачитывать протокол и дальнейшие инструкции для прибывших из «неблагополучных» стран.

В небольшом коридоре были расставлены столы, на которых лежала какая-то документация. Нас просили подходить по очереди, обработав перед этим руки специальным раствором. Мы заполнили анкеты, в которых необходимо было указать личные данные, рейс, номера места в самолете, а также города, в которых мы были. Нас спросили о самочувствии, после чего каждому вручили памятку о коронавирусе.

На мой вопрос: «Это все?», человек в костюме ответил — «Если будет плохо, вызывайте скорую, в памятке вся информация есть. Сейчас вам еще измерят температуру, если все хорошо — можете идти».

И вот мы уже стоим снаружи Вильнюсского аэропорта, решая, как добраться до вокзала, откуда у нас через час маршрутка в Гродно.

Мы сразу решили, что не будем скрывать, откуда приехали — это как-то безответственно. Поэтому на вокзале сразу предупредили водителя и всех пассажиров о нашей ситуации. Все с пониманием, а некоторые даже с юмором к этому отнеслись.

На белорусской границе мы тоже сразу сообщили, что прилетели из Италии. Нам, а также всем пассажирам и водителю маршрутки измерили температуру — все было в норме. Мы заполнили уже знакомую нам анкету и сдали анализы на наличие коронавирусной инфекции. В случае положительного результата нас ожидала экстренная госпитализация в инфекционную больницу. После этого нам разрешили ехать дальше, вручив несколько памяток, и дав ряд рекомендаций.

Сейчас прошло три дня с момента нашего прибытия. Нас предупреждали, что в случае отрицательного результата анализов специалисты могут не сообщать нам об этом с целью экономии времени. Следовательно, у нас все хорошо. За эти дни с нами связывались эпидемиологи, инфекционисты, а также участковый врач, который будет наблюдать нас в период двухнедельного домашнего карантина.

Фото: Алексей Аляшевич

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.