Разногласия властей Литвы и Китая вокруг событий, развернувшихся на Кафедральной площади в Вильнюсе 23 августа, когда группа литовских политиков, выступавших в поддержку протестного движения в Гонконге, схлестнулась с прокитайскими активистами и представителями дипмиссии КНР, могут обернуться тем, что Пекин вновь прекратит все переговоры по совместным проектам с официальным Вильнюсом.
Предыстория
В конце мая Гонконг захлестнула волна массовых протестов: сотни тысяч людей вышли на улицы бастовать против правительства Китая, желающего, по мнению протестующих, ограничить широкую автономию города-региона. Ряд литовских политиков и общественников также не остались в стороне. 23 августа на центральной площади в Вильнюсе депутаты-консерваторы Эмануэлис Зингерис, Мантас Адоменас и примкнувший к ним евродепутат Андрюс Кубилюс организовали пикет в поддержку протестующих на другом конце континента. Несколько десятков собравшихся развернули гонконгские флаги, требуя от властей КНР прекратить давление на гонконгцев.
Чуть позже на этой же площади появилась группа сторонников позиции официального Пекина, которые тоже организовали митинг, развернув флаги Китайской Народной Республики. Корень проблемы заключается в том, что среди выступавших были и сотрудники дипмиссии — аккредитованные китайские дипломаты, которые вступили в перепалку со своими противниками. В дело даже вмешалась полиция, оштрафовав двух граждан Китая за нарушение общественного порядка.
Действия прокитайской группы вызвали волну негодования со стороны проконсервативного литовского истеблишмента и неолиберальной прессы, которая обвинила дипломатов-китайцев в том, что они препятствовали свободе слова на территории иностранного государства, желая сорвать митинг. «Прогонконские» политики же буквально требовали от руководства страны проявить реакцию — и она не заставила себя долго ждать. В понедельник, 2 сентября, МИД Литвы вызвал посла Китая Жифэя Шена, заявив, что действия его дипломатов неприемлемы. Министр иностранных дел Литвы даже вручил ноту главе китайской дипмиссии.
Тучи сгущаются
Китайская дипмиссия не осталась в стороне, заявив, что видит эту ситуацию иначе. Посольство Китая, в целом, не отличающееся особой активностью, выступило с ответной реакцией, заявив, что «граждане КНР в Литве соблюдали литовское законодательство», а отдельные люди на площади, равно как и их противники, тоже пришли выразить свое мнение относительно происходящего, ведь свобода слова распространяется на всех.
Собравшихся на площади сторонников Гонконга, которых мобилизовали консерваторы, в посольстве окрестили «горсткой антикитайских активистов».
Помимо всего прочего, в посольстве КНР дали недвусмысленный сигнал литовским властям: «Мы очень надеемся, что такие мероприятия, которые очерняют китайское правительство, в будущем не повторятся».
Министр Линкявичюс, беседуя с журналистами, выразил надежду на то, что литовско-китайские отношения не пострадают в связи с этим инцидентом. Но события уже разворачиваются не так, как хотелось бы министру. Реакция посольства была лишь началом — за ней последовало заявление официального представителя внешнеполитического ведомства КНР. Пекин проявил завидное неравнодушие к тому, что происходит за десятки тысяч километров в столице балтийской республики.
«У китайцев за границей были основания для выражения своего недовольства в связи с проведением насильственных и незаконных акций в Гонконге (...). Что касается ситуации в Литве — я должен сказать, что там китайские дипломаты выполнили все свои служебные обязательства в рамках Венской конвенции о дипотношениях. Местные законы они не нарушили», — сказал в ходе пресс-конференции представитель МИД КНР Гэн Шуан, дав понять, что Пекин не будет игнорировать «антикитайские акции», в которых участвуют представители властей Литвы.
Экономическая составляющая
Новый виток напряженности между Литвой и КНР, безусловно, скажется на экономическом партнерстве двух стран, в котором прежде всего заинтересован официальный Вильнюс. Все последние годы литовская сторона стремилась пробиться на китайский рынок, чтобы начать экспортировать молочную и мясную продукцию. Таким образом Литва надеялась компенсировать потери от введенного Россией продуктового эмбарго.
В апреле 2019 года по этому вопросу наметился явный прорыв: глава правительства Литвы Саулюс Сквернялис по итогам встречи со своим китайским коллегой Ли Кэцяном в хорватском Дубровнике объявил, что Китай «открывает свой рынок для литовской сельскохозяйственной продукции». Кроме этого он подчеркнул, что Пекин готов к еще более тесному сотрудничеству.
Сегодня Литва ждет, когда Пекин даст добро на выдачу официальных разрешений на экспорт говядины и мясных субпродуктов — в этом очень заинтересованы предприниматели и премьер Саулюс Сквернялис, который планомерно работал в этом направлении, начиная с 2016 года. За все время своего премьерства он встречался со своим коллегой по меньшей мере три раза, приложив немало усилий для укрепления торгового партнерства с Поднебесной в сфере экспорта, транзита грузов, использования инфраструктуры «Литовских железных дорог», Клайпедского морского порта, а также в подписании соглашений в рамках участия Литвы в масштабном китайском проекте «Новый Шелковый путь».
Очевидно, что сегодня все эти проекты могут быть приостановлены на неопределенное время. Напомним, что аналогичный виток напряжения в литовско-китайских отношениях уже был. В 2013 году в Вильнюсе гостил тибетский политический и духовный лидер Далай-лама, который последовательно отстаивает право Тибета на независимость. Проблема заключалась в том, что Литва оказала ему почести, соизмеримые с теми, которые оказывают главам государств: в здании парламента Далай-ламу лично встретили представители правления Сейма во главе со спикером Иреной Дягутене, позже в официальной резиденции на площади Дауканто его приняла и президент Даля Грибаускайте. В конечном итоге все это привело к тому, что Китай на два года заморозил все переговоры с Литвой по всем совместным проектам, и лишь в 2015-м Пекин распространил заявление о том, что китайская сторона вновь «готова к развитию дружеских отношений с Литвой».
Теперь представители бизнеса опасаются, что существующие планы снова будут заморожены. «Главный удар перешел на все остальные перспективные направления — контейнеры, пеллеты, китайский транзит, и именно этот транзит Литва уже теряет или просто никогда не получит», -— считает глава одной из крупнейших в Клайпеде стивидорных компаний «Терминал сыпучих грузов» Игорь Удовицкий.