Мы затеяли это расследование, чтобы выяснить, замешаны ли фирмы, которые привлекли внимание журналистов-расследователей в связи с так называемым «сливом Swedbank», в отмывании денег, или их связь со счетами офшорных фирм, отметившимися во «всемирной прачечной» — не более, чем случайность. Мы выбрали одну успешную торговую компанию: Formus Baltic OÜ — и просто потянули за ниточку.
Об эстонском оптовом торговце электротоварами Formus Baltic OÜ в феврале писала Postimees. Уже в первый год основания фирма, располагающаяся в маленьком офисе в центре Таллина, заработала 45 млн евро. Оборот в 2017 году — 58,6 млн евро. В 2008 году Formus Baltic, созданная бизнес-девелоперами на продажу, перешла в руки ее нынешнего руководителя, жителя Эстонии Владимира Гришкова. Затем ее собственниками стали гонконгская компания Boardwell Limited и россиянин Дмитрий Новгородцев. С 2017 она принадлежит снова Гришкову, — через фирму INEXshop, — а также жительнице Эстонии Ирине Рубцовой. В феврале фирма купила Bentley Mulsanne, которая стоит около 400 тыс евро, и сдала в аренду, пишет Postimees.
С 2009 по 2015 год (более поздние данные в «архиве Swedbank» недоступны) на счет Formus Baltic в Swedbank перечислялись деньги с офшорного счета Wireberg Company LLP — всего, как минимум, 161 перевод на общую сумму в 98,7 миллионов долларов, с одинаковым назначением платежа: CONTR FW 914 DD 15.12.2008 FOR ELECTRONIC EQUIPMENT. В 2014 году таких поступлений было больше всего — они составили почти весь 42-миллионный (в евро) оборот фирмы.
В начале сотрудничества фирма Wireberg принадлежала двум другим офшорам Milltown и Ireland & Overseas. Их пайщиками, в свою очередь, числились рижане: пенсионер Эрик Ванагелс и некто Волдемар Спатс. Ванагелс, по описанию соседей, — обычный рижский алкоголик и бывший фабричный рабочий — стал поистине мифической фигурой в сфере офшорной экономики: с 2000 года на него зарегистрированы тысячи подставных фирм, участвовавших в разных аферах. Среди них дело фонда The Hermitage Capital в России в 2007-2008 годах, вывод капиталов из казахского банка БТА Мухтаром Аблязовым в 2009 году, афера Бернарда Мейдофа (схема Понци) в США в 2009 году, контрабанда советских танков на украинском судне в Судане в 2008 году. Milltown и Ireland & Overseas связана с прачечными Виктора Януковича и счетами доверенного лица Путина виолончелиста Сергея Ролдугина. В 2012 году пайщиками Wireberg стали два сейшельских офшора Intrahold A.G. и Monohold A.G., также отметившиеся в отмывочных скандалах.
Это не обязательно означает, пишут эстонские журналисты, что владельцы Formus связаны с Януковичем. Но они использовали ту же преступную сеть «технических» фирм, что и он, и возможно, тоже с преступными целями.
Дмитрий Новгородцев — акционер и член совета директоров омского «Эксперт Банка» (бывший «Сибирский купеческий банк»). Российская компания «Рокировка» владеет 2,8448% акций банка. Контроль в этой фирме принадлежит Новгородцеву, по 25% — Александру Верпаховскому и Антону Лукницкому. Эти трое также совместно владеют несколькими фирмами по недвижимости в Санкт-Петербурге. Большая их часть основана в 2008 году и немного позднее. А наиболее раннее упоминание этой троицы в интернете связано с участием в автогонках «Мастер-ралли — Ориентирование 99». Лукницкий и Новгородцев даже были экипажем одной машины.
Главным акционером и председателем совета директоров банка «Эксперт» является москвич Роман Стройков. Небольшой пакет (чуть более 5%) принадлежит ему напрямую. Немногим более 4% акций владеет Сергей Ануфриев. Основной же пакет принадлежит Стройкову опосредованно через сеть российских фирм, учредителем которой числится крупная эстонская компания по торговле холодильным оборудованием, компьютерной техникой и металлами Antonio Trade OÜ, основанная в 2007 году. Директор с прошлого года — Ирина Рубцова. Еще в 2017 году пакетом в 15% владел Сергей Ануфриев. Теперь Роман Стройков (через Kolm Kivikest) единственный бенефициар. Оборот в 2017 году — 113 млн евро. В прошлом году эстонские активы Стройкова оценивались в 97 млн евро, а сам он занимал 26 строчку в первой сотне эстонских богачей. В 2014 году с состоянием в 115,7 млн евро он был седьмым. Судя по идентификационному коду, он имеет вид на жительство в Эстонии.
«Эксперт» — небольшой по российским меркам банк, 204 место по нетто-объемам активов в 2018 году, первое место в регионе. С начала нулевых обслуживал финансовые потоки дочерней компании Транснефти — ОАО «Транссибнефть». В 2005 году средства «Транссибнефти» из банка вывели, и он был переориентирован на работу с малым и средним региональным бизнесом. В начале 2016 года Банк России привлек руководителя Эксперт Банка к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
30 мая 2013 года Главное управление МВД Волгоградской области распространило информацию, что председатель совета директоров «Эксперт Банка» Роман Стройков объявлен в федеральный розыск. Он якобы подозревался в причастности к хищению 31 млн рублей, выделенных на ремонт и содержание федеральной автотрассы Москва-Астрахань. Мало того, правоохранительные органы считали его организатором схемы и координатором преступной группы.
В марте 2012 года директор дорожного управления «Каспий» по итогам аукциона заключил контракт на ремонт участков автомобильной трассы М6 примерно на 680 млн рублей с фирмой «ДСК «Волга». Кроме прочего, нужно было срезать поверхностный слой асфальта — на это и выделили упомянутую сумму. Фирма «Волга» выполнила заказ сама и значительно дешевле, а затем оформила фиктивный договор субподряда на московскую фирму-однодневку, которой и были перечислены государственные деньги. Затем они были обналичены и распределены между сообщниками, сообщал полицейский релиз. В рамках дела, согласно обнародованной информации, арестовали пятерых — двоих в Москве и троих в Волгограде. Из «технической» фирмы, которая вскоре была закрыта, деньги, по информации полицейских, ушли в инвестиционную компанию, учредителем которой являлся родственник банкира, арестованный в момент выпуска релиза, в конце мая 2013 года. А затем «выводились за пределы РФ, на счета фирмы, зарегистрированной на территории Прибалтики, две трети уставного капитала которой принадлежат Роману Стройкову».
«КоммерсантЪ», однако, пишет, что на октябрь 2016 года сообщение о розыске с сайта МВД было удалено по неизвестной причине, а редакция получила письмо за подписью самого Стройкова о том, что информация от 2013 года порочит его честь, достоинство и деловую репутацию. Банкир предоставил газете две справки МВД от 2015 и 2016 годов, согласно которым он не является и никогда не являлся подозреваемым по данному делу, судимостей не имеет и уголовному преследованию не подвергался. Связаться с Романом Стройковым лично нам не удалось. Директор Antonio Trade Ирина Рубцова сообщила нам по электронной почте: «Никаких претензий к г-ну Стройкову или к Эксперт Банку со стороны официальных государственных контролирующих органов и должностных лиц РФ не поступало. Информация о привлечении Стройкова в качестве подозреваемого или обвиняемого по какому-либо уголовному делу не соответствует действительности».
Но Роман Стройков был владельцем не единственного банка. Ему принадлежал пакет в 6,97% акций обанкротившегося в 2015 году череповецкого банка «Бумеранг» (594-е место в банковской системе России); Сергей Ануфриев в нем имел 3,44% акций — все через Antonio Trade. Основным же владельцем «Бумеранга» (43%) и председателем правления был череповчанин Валерий Сикорский. Среди акционеров числилась также череповецкая компания «Ирбис» — ею владеет кипрский офшор Arigelv Corp, все акции заложены до окончания расчета с сыном банкира Юрием Сикорским.
Валерий Сикорский с 2002 года и вплоть до кризиса 2008 года тоже вел различные бизнесы в Эстонии: сеть заправок Alexela, работавшую при нем под фирмой Amando Holding OÜ», а также Boxer Puidu Export AS и Boxer Timber Group OÜ, занимавшиеся деревообработкой. В Латвии у него имелась уже ликвидированная Boxer LV, соучредителем которой среди прочих был Валерий Калобанов, череповецкий партнер Сикорского и председатель совета «Бумеранга». Согласно череповецким СМИ Валерий Сикорский после приватизации «Северстали» Алексеем Мордашовым входил в команду функционеров «Северстали», в 2002 году уехал жить в Швейцарию и в 2008 вернулся на родину. Последнее эстонское предприятие, в котором засветился Сикорский (войдя 2012 году в правление после того, как из него вышел Калобанов), называлось Lynx Nebula и занималось торговлей электротехникой. Его партнером был теперешний единственный владелец фирмы скандально известный консультант Олег Смоли. Он прославился рекордной взяткой в 30 млн долларов за посредничество в получении эстонского кредита российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым и был замешан в коррупционном деле Банка Москвы, связанном с продажей акций Eesti Krediidipank. Этот человек на протяжении долгих лет консультировал клиентов-нерезидентов банков Sampo (позже Danske) и Swedbank. Сейчас эстонское издание Delfi пишет, что Swedbank, переманив Смоли из Danske для налаживания нерезидентского бизнеса, совершил роковую ошибку.
В мае 2015 года у «Бумеранга» отозвали лицензию — в связи с неудовлетворительным качеством активов. В начале июля банк признан банкротом: «дыру» в его балансе оценили почти в 818 млн рублей. Затем Агентство страхования вкладов подало иск на 1,181 млрд рублей: конкурсный управляющий выяснил, что уже после начала санации «контролирующими банк лицами осуществлялись действия по выдаче кредитов техническим организациям». Деньги по некоторым кредитам были переведены на счета фирм и выданы из кассы наличными председателю правления, то есть, Валерию Сикорскому. Против него возбудили уголовное дело по нескольким тяжелым статьям: «мошенничество в особо крупном размере», «растрата», «преднамеренное банкротство». Сикорский бежал из России и был объявлен в международный розыск.
Однако спустя короткое время некоторые активы, принадлежавшие «Бумерангу», оказались в собственности Стройкова. Показательная история произошла с псковским электротехническим заводом «Элтерм» (ПЗЭЛТ), которым «Бумеранг» завладел в 2013-2014 годах. О ней рассказала газета «Псковская губерния». В 2013 году бывший владелец завода Андрей Пикуля продал 58,8% акций за 1 рубль некому Максиму Босенко. Позже он оспорил эту сделку, заявив в суде, что Босенко действовал в интересах Валерия Сикорского, позволяя тому овладеть всеми активами завода. Сикорский якобы психологически давил на Пикулю. В августе 2018 года арбитражный суд Псковской признал недействительным соглашение об отступном, заключенном между ОАО «Псковский электротехнический завод» («Элтерм») и ОАО КБ «Бумеранг» и постановил взыскать с последнего стоимость имущества.
По данным псковских журналистов, некоторое время за «тонущее» предприятие боролись две группы кредиторов. Среди них выделилась и захватила власть некая инвестиционная компания «Ре-Порто». Она активно скупала у других долговые обязательства завода. А затем на территории случился пожар, в котором якобы сгорела вся соответствующая документация. По этой причине сейчас невозможно узнать, каким образом арестованное имущество завода от Сикорского в 2015 году стало переходить Стройкову. Однако факт остается фактом: с июня 2015 года «Пзэлт» принадлежит ему. Сейчас этот завод под названием «Зенча Псков» работает в холдинге под названием «Зенча» вместе с двумя другими схожими по профилю предприятиями. Оба — «Вентерм» и «Зенча ТЭН» — принадлежат Стройкову. Последний, «Завод трубчатых электронагревателей» в Калужской области, принадлежавший Пикуле, также обанкротила «Ре-Порто» в 2014 году. Интересно, что нынешний гендиректор управляющей компании «Зенча» Сергей Марков долгие годы руководил компанией «Металлоинвест» Алишера Усманова.
В 2015 году директор «Ре-Порто» Грушина М. М. безуспешно пыталась через райсуд Волгограда добиться снятия ареста со счетов «Ре-Порто». Средства были заморожены по требованию следователя МВД в рамках уголовного дела о хищениях при ремонте автодороги. Грушина утверждала, что следователь не спешит ни доказывать причастность преступников к «Ре-Порто», ни опровергать его.
Кому принадлежала инвестиционная компания? Сегодня она ликвидируется, и ею руководит конкурсный управляющий Александр Логвинов. В период борьбы за «Элтерм» «Ре-порто», согласно «Псковской губернии», воздвигло этого человека на ту же должность на псковском заводе. Сегодня ее бенефициары «Ре-Порто» скрываются в офшоре Greenline Enterprises Privat Ltd., зарегистрированном на Британской территории в Индийском океане. Но на некоторых порталах деловой информации можно найти данные о том, что до 2012 года ее учредителем числился Вячеслав Полуянов. Еще в 2016 году он являлся членом совета директоров Весьегонского винзавода, в котором Роман Стройков занимал должность председателя. Оба заядлые раллисты: в 2007 году участвовали в гонках через элитные коттеджные поселки Подмосковья на классических ретро-автомобилях. Полуянов и Стройков вели Mercedes-Benz 190 1954 года выпуска. В 2016 году Весьегонский винзавод перешел от «Ре-Порто» к Antonio Trade. Ныне Полуянов Вячеслав Григорьевич не ведет никакой деловой активности: не состоит в учредителях или руководстве каких-либо организаций и не является представителем иностранных юридических лиц.
На наш запрос в ГУ МВД Волгоградской области, фигурируют ли Роман Стройков, Вячеслав Полуянов и компания «Ре-Порто» в уголовном деле о хищениях на трассе М6 в 2012 году, его представитель Светлана Смольянинова нам ответила, что не может предоставить нам такую информацию согласно 161 статье Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая запрещает разглашение данных предварительного расследования.
Среди судебных дел, участником которых является эта компания, выделяется два. В октябре 2014 года Арбитражный суд города Москвы взыскал с нее 2,5 млрд рублей по договору купли-продажи векселей и 700 млн рублей неустойки в пользу компании Formus Baltic. Представителем ответчика был Вадим Ларкин — руководитель юридического отдела Весьегонского винзавода. В ноябре – суд удовлетворил такой же иск, но уже почти на 4 млрд рублей, компании Antonio Trade.
С другой стороны, мы видим, что инвесткомпанией пользовался и Сикорский. Например, «продавая» ей цессии, полученные от своего банка. К примеру, в 2013 году «Бумеранг» передал Сикорскому долговые обязательства одного череповецкого предпринимателя, а он в следующем году переуступил их «Ре-Порто». В 2016 году суд признал «Ре-Порто» банкротом по иску псковского завода. Среди кредиторов компании наряду с Пикулей мы видим и Formus.
И, наконец, мы находим «Ре-Порто» среди держателей субординированных депозитов в Эксперт банке. Еще в 2005 году компания разместила там 20 млн рублей. В этом списке наряду с российскими фирмами, от имени которых владеет банком Antonio Trade, находится и сама Antonio Trade и еще две аффилированные со Стройковым компании различного профиля. ООО «КангаРус» (финансовое посредничество) руководит Карине Арутюнян (Саакян), учредитель — зарегистрированная на британских Виргинских островах General Distribution Ltd.. Карине Ашотовна входила в состав совета директоров Весьегонского винзавода. Вторая компания — «Элком-терминал» со складами в Псковской области. Ныне ею (или ее правопреемницей) руководит и владеет Иванна Савчук, связанная с эстонскими активами Стройкова и Весьегонским винзаводом.
На вопросы о связи компании «Ре-Порто» с Романом Стройковым и Antonio Trade директор последней, Ирина Рубцова, отвечать отказалась.
Резюмируя сказанное, отметим, что нам не удалось найти следов успешной деловой активности ни у одного бывшего акционера «Бумеранга», кроме Стройкова и Ануфриева. Большинство же из них, начиная с самого экс-владельца Сикорского, совершенно исчезли с радаров.