Неожиданно для всех в начале мая, в год празднования первого века эстонской государственности, инициативная группа объявила о создании движения содействия развитию страны до двухсотлетнего юбилея. Его так и назвали — «Eesti 200» («Эстония 200»). 21 августа новая политическая сила объявила, что преобразуется в партию для участия в следующих парламентских выборах в марте 2019 года.
Что из себя представляет новая партия и каковы ее цели?
Самым активными участником создания движения считается Кристина Каллас, директор Нарвского колледжа Тартуского университета и председатель cовета Фонда интеграции. У истоков также стояли видный ИТ-бизнесмен Прийт Аламяэ, член правления банка LHV Индрек Нурме, Кюлике Саар, руководитель по стратегии Детского фонда Клиники Тартуского университета. Недавно к движению присоединился Маргус Цахкна (в 2015-2017 году лидер входящей в коалицию партии «Отечество»).
В эксклюзивном интервью для «Новая газета — Балтия» Кристина Каллас так описала причины создания новой политической силы:
«Возникновение в начале избирательного периода новой партии — это свидетельство силы эстонской демократии, граждане хотят действовать ради будущего страны и у них нет препятствий. Мы – непрофессиональные политики и сейчас предлагаем свое имя и видение необходимых изменений и готовы их реализовать. У нынешних партий почти нет идей как двигаться дальше. «Эстония 200» хочет больших изменений в госуправлении, реформ социальной сферы и предлагает новое видение экономического развития. Мы попытаемся вывести политическое развитие на новый уровень, не связанный излишне с партиями».
Чисто технически инициативная группа сейчас заявила о начале формирования партии, и этот процесс должен закончится проведением учредительного съезда. Для появления новой партии необходимо иметь 500 желающих вступить в ее ряды.
Кристина Каллас так представила будущую деятельность: «Сегодня уже не подходит принцип «правые-левые» для описания политики партий. Все поддерживают бизнес и хотят претворить в жизнь социально ориентированную политику, и в этом смысле мы и левые, и правые. Движение не считает будто в Эстонии не развивается предпринимательство или не поддерживают нуждающихся. Но страна остановилась в развитии, нет свежих идей и нового мышления. Существующие партии сосредоточились на мелких проблемах и противостоянии друг другу, все развивается по одной модели уже 30 лет и наступило время направить экономическое развитие на новый уровень».
Планы в области экономики и внешней политики
После явного провала нынешней коалиции в борьбе с потреблением алкоголя через высокие акцизы, отсутствия обещанного прорыва и не оправдавшихся ожиданий в плане улучшения отношений с РФ было интересно знать намерения новой партии в этих сферах, и Кристина Каллас описала будущую деятельность движения так:
«Мы считаем важным не повышение-снижение налогов и акцизов, а то, что человек получает от государства, обеспечения везде в стране одинаковых госуслуг и жизненной среды. Меньшее количество услуг в Нарве, Тапа или Выру настраивает негативно местного жителя. С другой стороны, последнее время в экономическом развитии излишне сосредоточились на налогах, хотя важны еще десять других дел. Эстонии очень хорошо удались планы 1990х по привлечению иностранных инвесторов. Теперь мы имеем хорошие квартиры, машины и путешествуем. Настало время не ждать внешних инвесторов, а эстонским фирмам самим конкурировать на мировом рынке. Мы не можем больше предлагать инвесторам лишние рабочие руки, мы должны предлагать условия для «национальных чемпионов», создающих производства за рубежом и возвращающих созданный там доход в ЭР. Другая возможность — создавать условия для переноса сюда мировыми гигантами своих контор и консолидирование прибыли именно здесь».
Планы во внешней политике оказались менее амбициозны. «В части отношений с Россией не все зависит от наших желаний, картина в геополитике сложная, действует много факторов. Нет причин говорить о смене внешнеполитического курса, ведь будущее Эстонии может быть лишь в Евросоюзе. Это наше культурное пространство и лучшая возможность реализовать национальные интересы. Наши отношения с США тоже связаны с ЕС, с его отношениями с США и Россией».
Сильные стороны создаваемой партии, и что может помочь ее успеху
Обращаю внимание, что Кристина Каллас уже несколько лет связана с проблемным, «русским» регионом Ида-Вирумаа и является важной фигурой в политике интеграции. О планах по развитию региона она сказала так:
«Предложение достойной альтернативы имеющимся партиям откроет новые возможности для региона. Люди должны получить возможность голосовать не только за “партию власти”, а также за реалистичный и смелый подход к изменениям в государственном устройстве. В области интеграции есть структурные проблемы, ими государство не занимается, что приносит еще большие проблемы: у неэстонцев трудности на рынке труда и в карьере, разница в доходах, в области высшего образования и в инфопространстве. Истоки этого заключаются в отдельной школьной системе, что приводит к жизни русских и эстонцев в параллельных мирах во многих сферах. Одной из главных причин моего прихода именно в «Эстония 200» было их единодушие в вопросе необходимости закончить разделение русских и эстонских школ. Единая школа в Эстонии — это наш большой план, где русские дети тоже имеют возможность учиться на родном языке. Противостояние в этом вопросе между существующими партиями сделало проблемы интеграции неразрешимыми».
Обращает на себя внимание, что в отличие от большинства существующих партий, «Эстония 200» создали люди, ранее реализовавшиеся вне политики. Они имеют четкое представление о реалиях эстонской экономики, социальной сферы и образования, являются заметными фигурами в этих сферах деятельности. Столь надоевших всем «политбройлеров», людей без опыта иной деятельности кроме политики, среди инициаторов нет, и это внушает определенный оптимизм по поводу будущего «Эстония 200».