14 мая в Сейме Латвии был представлен доклад бывшего российского политзаключенного, политэмигранта, общественного и политического деятеля, члена Постоянного комитета Форума свободной России, руководителя «Русского Европейского движения» Даниила Константинова. Доклад посвящен политическим заключенным в России.
«Мы презентовали этот доклад в латвийском Сейме, потому что хотим познакомить наших латвийских товарищей — парламентариев и журналистов — с тем, как обстоят дела в Российской Федерации с правами человека, с правоприменительной практикой, с политзаключенными, — рассказал Даниил Константинов «Новой газете - Балтия». — Мы считаем, что это очень важно для Латвии, потому что поток политэмигрантов растет. Некоторые запрашивают убежище, в том числе, и в Латвии. Латвийская сторона нуждается в критериях оценки таких политэмигрантов. И мы можем им эти готовые критерии предоставить».
В докладе отмечается, что Россия продолжает оставаться лидером среди стран Европы по числу заключенных на душу населения: в 2017 году на каждые 100 тысяч россиян приходилось 439 заключенных (в среднем по Европе — 139).
Данные доклада «Политические заключенные в современной России»
«Юридическая система России является органическим продолжением юридической системы Советского Союза, и те методы, которые используются для подавления политических противников, в целом могут быть охарактеризованы как более мягкая версия советских методов», говорится в докладе.
Данные доклада «Политические заключенные в современной России»
Автор доклада упоминает 280-ую и 282-ую статьи уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания соответственно за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”». При применении этих статей понятия, заложенные в них, часто трактуются произвольно и широко.
Данные доклада «Политические заключенные в современной России»
В качестве примера автор доклада приводит возбужденные в 2016 году уголовные дела: «в Красноярске – против эколога Федора Марьсова за разжигание ненависти против социальной группы «атомщики». В Ульяновске – против Даниила Алферьева за возбуждение вражды «к социальной группе (представители власти, которые в настоящее время руководят Россией)».
«Очевидно, что в рамках сложившейся в РФ правоприменительной практики, под 282-ю статью УК РФ подпадает любое негативное и даже критическое высказывание о представителях власти», — говорится в докладе.
Автор доклада предполагает, что в ближайшем будущем в странах Балтии будет расти число россиян, претендующих на получение статуса беженца на основании политических преследований.
«Соответствующим государственным органам Латвийской республики может потребоваться применение новых методов, позволяющих идентифицировать бывших политзаключенных и политических беженцев, а равно и тех, кто обманом пытается себя выдать за таковых», — отмечается в докладе.
В качестве мер для снижения рисков при рассмотрении прошений об убежище от российских политических эмигрантов автор доклада предлагает:
- Обращать внимание на статью уголовного кодекса, на основании которых осуществлялись преледования. Наличие таких статей, как 148.1, 280, 282, 354 являются сигналом того, что в этом деле, с очень высокой вероятностью, есть политическая составляющая.
- Следует иначе расценивать такие факты, как проведение обысков, привлечение к уголовному делу в качестве свидетеля и, тем более, предъявление официального обвинения. В отличие от стран ЕС, где подобные действия полиции и спецслужб, сами по себе, не могут считаться угрозой, в РФ большинство судебных разбирательств заканчивается обвинительным приговором.
- Желательно постоянное и систематическое взаимодействие с российскими политическими оппозиционными структурами в эмиграции. Любой активист, работавший в оппозиционных организациях любой политической направленности, так или иначе внутри этих организаций известен.
- Чтобы избежать партийной пристрастности уже в среде самой российской политической эмиграции, необходимо, чтобы взаимодействие осуществлялось со структурами различной идейно-политической направленности.