logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Знаменитый рижанин

Знаменитый рижанин
Фото: Андрей Шаврей

Для тех, кто, возможно, не знал, — гениальный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн родился в Риге. Произошло это ровно 120 лет назад, 22 января. В день славной годовщины в латвийской столице состоится одно, но значимое мероприятие в честь великого уроженца Риги.

Отцом кинорежиссера является не менее значимая для рижан личность. Это выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн. Правда, родился он в Санкт-Петербурге, в купеческой семье.  В латвийскую столицу приехал в возрасте 22-х лет, в 1893 году, по профессиональной необходимости. В дальнейшие годы он стал одним из самых именитых рижских архитекторов, дослужился до чина действительного статского советника, был влиятельным чиновником — начальником департамента путей сообщения в Лифляндском губернском правлении, получал ордена. Его сын затем писал в мемуарах: «Мой папенька сделал себя сам».

Самое главное, что связывает Эйзенштейна-старшего с Ригой — это улица Алберта, та самая, на которую целенаправленно ведут туристов. Полтора столетия назад тут были огороды (хотя вроде всего 10 минут ходьбы от Старого города), и именно здесь Михаилом Осиповичем построены несколько великолепных зданий в югенд-стиле, который теперь является одной из визитных карточек Риги. Интересный момент: в одном из зданий на этой улице, у которого воцарились сфинксы, родился великий философ, будущий сэр Исайя Берлин. 

А вот будущий киноклассик родился на нынешней улице Кришьяна Валдемара, это на границе со старым городом, наискосок от нынешнего Министерства иностранных дел. Еще в советские времена здесь установили мемориальную доску, извещающую о том, что великий режиссер здесь жил с 1998 по 1918 годы. Доска в запущенном состоянии, были планы ее заменить на более достойную имени классика, но... воз и ныне там. Кстати, достоверно так и неизвестно, в какой именно квартире этого дома появился на свет Сергей Эйзенштейн. 

Через три недели после явления на свет младенец — 14 февраля 1898 года —был крещен в Кафедральном соборе, это буквально чрез парк, три минуты пешком. 

Фотография семьи Эйзенштейна

Согласно скудной информации, благодаря приданому матери Юлии Ивановны семья жила зажиточно. Во всяком случае, имела прислугу и принимала у себя важных людей. Впрочем, отношения между отцом и матерью были сложными, и оба не уделяли сыну должного внимания. В 1907 году Сергей поступил в рижское реальное училище. Между прочим, помимо основного образования, он получал уроки игры на рояле и навыки верховой езды, изучал английский, немецкий и французский, равно как и искусство фотографии, увлекался рисованием (это увлечение останется у него на всю жизнь). 

9 мая 1912 года родители развелись после четырехлетней тяжбы. Что любопытно, будущий классик кино остался жить с отцом, а мать еще четырьмя годами ранее убыла на жительство в шумную столицу империи, в Санкт-Петербург. Сын во многом подражал отцу — в частности, так никогда и не начал курить. Михаил Осипович мечтал, что сын пойдет по его стопам.

Детство у него было явно веселым, мама — еще та особа! Во всяком случае, в мемуарах Сергей Эйзенштейн пишет о рижском периоде своей жизни, что «с кем-то папенька стрелялся, с кем-то до стрельбы не доходило. В какой-то день маменька, как сейчас помню, в чудесной клетчатой, шелковой, красной с зеленым блузке истерически бежала через квартиру с тем, чтобы броситься в пролет лестницы. Помню, как ее, бившуюся в истерике, папенька нес обратно. О «процессе» (бракоразводном) не знаю ничего. Обрывками слышал, что какие-то свидетельские показания давал курьер Озолс, что-то как будто «показывала» кухарка Саломея. Потом была серия дней, когда меня с утра уводили гулять по городу на весь день. Потом заплаканная маменька со мной прощалась. Потом маменька уехала. Потом увезли обстановку. Комнаты стали необъятно большими и совершенно пустыми. Я воспринимал это даже как-то положительно. Я стал спать и высыпаться».

В 1915 году, когда уже шла Первая мировая война, Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. После Октябрьской революции оказался буквально отрезан от родного города и родственников. Весной 1917 года был призван на военную службу, а в марте 1918 вступил в Красную армию. Что до отца. то он эмигрировал в Германию, где вновь женился, но вскоре умер — в 1921 году в возрасте 52 лет. Похоронен на русском кладбище Тегель в Берлине. Кстати, и сам Сергей Эйзенштейн умер непоправимо рано — в 50. А какую память о себе отец и сын сохранили! На века!

В день юбилея в Риге в 16.00 состоится ряд сеансов, посвященных творчеству великого рижанина. Место выбрано интересное — это небольшой, почти камерный кинотеатр K.Suns, созданный лидером знаменитого кинофорума  «Арсенал» и страстным поклонником творчества Эйзенштейна Аугустом Сукутсом (увы, ушел из жизни около месяца назад). Сперва здесь покажут документальный фильм о судьбе великого режиссера и его последних днях, снятый Ансисом Эпнерсом в 1978-м — «Сергей Эйзенштейн. Post.Scriptum». А затем представят документальную ленту великого Герца Франка «Пробуждение» (1979 ), в котором выдающийся скульптор Игорь Васильев, среди прочего, создает скульптуру великого кинорежиссера из дерева, а также ленту Дависа Симаниса Escaping Riga (2014). 

Табличка в память Эйзенштейна в Риге

Кульминация состоится в 19.00, когда начнется показ фильма «Броненосец Потемкин», музыкальное сопровождение обеспечит молодой рижский композитор Платон Буравицкий (кстати, чисто внешне и новаторским нравом чем-то похож на Сергея Михайловича). В его музыкальном арсенале во время сеанса будут фортепиано, компьютер с виртуальными инструментами, модульный синтезатор (сделанный в Латвии фирмой Ericasynths) и аналоговые синтезаторы Korg. 

«Для меня это кино — очень глубокое, о вечном диалоге людей и власть-держащих, о дорогой победе, о консенсусе, который достигнут кровью, напоминание о страшном и наставление сегодня живущим», — говорит композитор. 

Но есть еще необычное место в Латвии, связанное с именем Сергея Эйзенштейна. Это маленький поселок Кейпене, расположенный в 70 километрах от Риги. Когда-то сюда ходили поезда, теперь ходят только автобусы. Но осталась железнодорожная станция, которая теперь является культурным центром Сергея Эйзенштейна. Почему именно тут? Потому что это географический центр Латвии. И именно здесь почти каждое лето, в заповедной глуши, отдыхала беспокойная семья Эйзенштейнов. Наверняка будущий гений здесь собирал грибы, ловил стрекоз и пил парное молоко из-под коровы — с черникой. А что еще делать тут было летом?

Совсем иначе — сегодня. Именно Аугуст Сукутс и его коллеги по кинофоруму создали в здании железнодорожной станции и вокруг нее настоящий кинематографический заповедник. Здесь находится единственный в мире сухопутный аэронавигационный маяк, на котором установлены почтовые ящики с именами великих людей кино. Сюда можно написать Олегу Далю, Тенгизу Абуладзе, Микеланджело Антониони, Арнольду Бурову, Акире Куросаве, Мэрилин Монро, Кире Муратовой, Сергею Параджанову, Юрису Подниексу, Анджею Вайде и другим. Говорят, письма действительно приходят. 

Но самое интересное — здесь есть телефонный аппарат с именами Лукино Висконти, Отара Иоселиани, Сергея Параджанова. Сергея Эйзенштейна.  Звоните по нему — и слышите приветствие от них. Точнее — аудиофрагменты и музыку из их фильмов. Рядом с телефонным аппаратом — знаменитые слова Эйзенштейна:  «Я даже из телефонной книги сделал бы кино!» 

Недавно известный художник Анна Хейнрихсоне устроила здесь «Колодец Потемкина» — вырытый в земле бункер, где рассказывается о великом «Броненосец Потемкине». 

«И проект будет продолжаться, — рассказал «Новой газете-Балтия» незадолго до своего ухода Аугуст Сукутс, наследник традиций великого рижанина. — Потому что нет предела совершенству, все проистекает дальше...»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.