logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Была еврейская община, и в один день никого не осталось»

«Была еврейская община, и в один день никого не осталось»
Фото: Мария Епифанова

В понедельник в литовском городе Молетай прошло траурное шествие памяти жертв Холокоста. 29 августа 1941 года, в один день, здесь были убиты две тысячи евреев. В понедельник три тысячи участников марша — рекордное для небольшого города число — прошли шествием полтора километра, отделяющие центр города от оврага, где ныне сквер, а 75 лет назад расстреляли за пару часов больше половины жителей Молетай. 

Марш памяти жертв Холокоста в этом году прошел в Молетай впервые — что важно, не по инициативе сверху, а благодаря усилиям местных жителей. Большую роль в организации шествия сыграл выросший в Молетай сценарист Марюс Ивашкявичюс. Еще весной он написал большой пост с призывом провести памятное шествие, а через несколько месяцев объяснил в своем блоге, почему это мероприятие для него настолько важно.

«Я не еврей, но я человек, чей дядя, мамин старший брат, умер на русском севере, не выдержав условий ссылки, — написал Ивашкявичюс. — Умер младенцем, едва дожив до года, там и остался лежать. Поэтому я так остро переживаю, когда сегодня литовские молодёжные экспедиции едут в Сибирь ухаживать за брошенными могилами наших безвинно сгинувших. Но это бы обрело ещё больший смысл и вес, если бы мы так же чтили евреев, лежащих у нас возле дома. Не надо заставлять наших павших сражаться между собой, только лишь потому, что они погибли от разных идеологий, от двух смертоносных тоталитарных режимов, которые поначалу сообща разделывали мир, а затем вцепились друг в друга. В обоих случаях это было чудовищное избиение безвинных и безоружных людей, абсолютное зло, неважно, красное или коричневое».

История города Молетай — одна из самых страшных страниц военного периода в Литве. До войны это был на две трети еврейский городок, где литовцы и евреи жили бок о бок на протяжении многих лет, спокойно и без конфликтов. С приходом нацистов все изменилось. 29 августа, за несколько часов, были расстреляны две трети жителей города, из них больше половины — дети. По данным архивов, расстрел организовали нацисты, но исполняли приказ сами литовцы.

После войны на месте казни был разбит мемориальный сквер с памятной доской. Город рос, и вскоре сквер оказался на окраине, а вокруг началась стройка. Ивашкявичюс в своем блоге писал о том, что даже он, выросший в Молетай, ни разу не был в этом сквере — настолько он затерялся среди строительных объектов. Да и сами жители города предпочитали не вспоминать об этом месте и об этом эпизоде из прошлого. А год назад мемориальную доску сорвали.

В этом году память убитых евреев наконец смогли почтить достойно. Траурное мероприятие началось в центре города — с митинга, на который приехали жители из разных городов Литвы, и не только. Слышалась литовская, русская, английская речь. Среди выступавших были потомки людей, погибших во время еврейского геноцида.

«Самое страшное, что все эти люди погибли в один день, — говорил один из выступавших, — была еврейская община, и в один день не осталось ничего».

Вокруг сцены стояли люди с большими распечатанными фотографиями. Кто-то держал портреты своих родственников, кто-то — людей, данные о которых сохранились лишь в архивах.  

На одних было написано: «погибли во время резни в Молетай», на других — «спасали евреев». Ведущий со сцены вспомнил тех горожан, которые с риском для собственной жизни, помогали евреям укрыться. Прозвучало около пятнадцати имен.
«Спасибо!» — крикнул кто-то из толпы.

«Сегодня мы стоим здесь все вместе — сотни людей из Литвы, со всего мира: иудеи, христиане, — сказал посол Израиля в Литве Амир Маймон. — Мы здесь все вместе, как это было до войны. Но наша коллективная обязанность — сделать так, чтобы эти имена никуда не ушли».

Посол Израиля призвал сделать траурный марш ежегодной традицией.

Митинг шел недолго — сразу за ним стартовало шествие. Движение по главной улице города перекрыли, и по ходу шествия к нему примыкали все новые и новые участники. К мемориальному скверу подошли три тысячи человек — небывалая цифра для города, где население — меньше семи тысяч. Конечно, среди них были не только горожане из Молетай.

Молодая девушка лет 20 рассказала, что приехала из Вильнюса, где она учится в университете. «Это очень важно для нас, понимаете? — поделилась она. — То, что произошло здесь, это трагедия не только евреев. Это трагедия Литвы».

В сквере с небольшой, но пронзительной речью выступил Лев Каплан, один из организаторов марша. Он рассказал, что отсюда, из Молетай, родом его мать. «Я хочу, чтобы у меня были дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, дяди и тети, которых расстреляли и убили, — говорил он. — Я хочу попробовать бабушкиного фаршированного карпа, хочу дарить им подарки на день рождения и получать подарки от них».

Он призвал не называть литовские улицы и дома именами тех, кто участвовал в геноциде евреев, а напротив, увековечить имена людей, спасавших их. В конце своей речи Каплан предложил поставить памятник праведникам мира из Литвы. В ответ прозвучали аплодисменты.

После этого посол Израиля в Литве Амир Маймон открыл памятник жертвам Холокоста. К памятнику положили цветочные венки от президента и премьер-министра Литвы. Президент Литвы Даля Грибаускайте посетила место казни до начала марша.

Лев Калан рассеял вокруг памятникa землю, привезенную из Израиля. А участники марша, по еврейской традиции, по одному подходили к памятнику и клали по камушку — в память о расстрелянных здесь евреях.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.