logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Сколько стоит российское эмбарго латвийским фермерам

Сколько стоит российское эмбарго латвийским фермерам

Если переработчики перестанут закупать молоко, в Латвии случится небольшая революция, заявил министр земледелия Янис Дуклавс. Правительство выслушало доклад его ведомства о том, что будет с латвийской сельскохозяйственной отраслью, если Россия продлит продовольственное эмбарго, и узнало, что это будет стоить экономике еще двух с половиной десятков миллионов евро. 

«Серьезнее всего на молочную отрасль сейчас влияет эмбарго, но нельзя сказать, что это единственный фактор, — заявила в разговоре с корреспондентом «Новой газеты — Балтия» заместитель госсекретаря министерства замледелия Ригонда Криевиня. — Важно, что на мировом рынке в данный момент спроса нет, Азия, в особенности Китай, не закупают промышленного продукта в таком количестве (молочного порошка, сыворотки  и прочего — М. К.), как раньше, поэтому цены очень низки. Однако следует отметить, что у нас в странах Балтии самая низкая закупочная цена на молоко во всем Европейском союзе».

В скотоводческой отрасли цены немного выросли, сообщила Ригонда Криевиня «Новой газете — Балтия». Точнее, подорожала свинина, поскольку Европа провела ряд рыночных интервенций, направленных на создание запасов. На другие отрасли запрет на ввоз в Россию повлиял не так сильно. Он распространяется на фрукты и овощи, однако Латвия эту продукцию в Россию не экспортировала.  Рыбообрабатывающая промышленность не попала под эмбарго, но специальный запрет коснулся ввоза в Россию рыбных консервов, производители которых сейчас ищут новые рынки сбыта. Внутренний латвийский рынок невелик, и производители переориентируют экспорт на другие страны, сообщила чиновница.

Российское эмбарго вступило в силу в августе 2014 года, и уже в мае этого года появилась информация, что российский президент планирует продлить его до конца 2017 года. Запрет конснулся практически всех молочных и мясных продуктов и свежей рыбы. По словам чиновницы, с 2014 года общие убытки от него в Латвии составили 205 миллионов евро. Одни только молокопромышленники потеряли 100 млн евро. Если же эмбарго будет продлено, как планировалось, убытки могут достичь 230 млн евро. Кроме того, добавила она, есть еще одна санкционная мера, принятая Россией — особый запрет на ввоз рыбных консервов латвийского производства. Он уже принес рыбной промышленности 53-миллионные убытки.

Из 20 тысяч молочных хозяйств в стране только 42% или 8 тысяч продают молоко напрямую переработчикам, являясь активными участниками рынка. В совокупности, эти фермы производят 1 млн т молока — 25% всей производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Молокопереработчики выпускают 22% всего объема продукции перерабатывающей промышленности, в отрасли трудится 26% всех занятых в сельском хозяйстве, фермеры-молочники возделывают 40%  всех земель, используемых в сельском хозяйстве. «Я думаю, эти цифры иллюстрируют роль нашей молочной отрасли не только в латвийском сельском хозяйстве, но и в латвийской экономике в целом», — заявила Ригонда Криевиня.

Сейчас переработчики молока активно ищут новые рынки сбыта. С 2014 года они вышли на 17 новых национальных рынков, среди которых ОАЭ, Армения, Египет и Грузия, Китай, Тунис и Турция — кроме того, заметно повысили экспорт на освоенные ранее. Несмотря на большое число стран, общая экспортная емкость новых рынков невелика, всего 2,5 млн евро — старые рынки «стоят» намного больше, более 30 млн евро.

От экспортеров Ригонда Криевиня перешла к производителям, отметив, что с августа 2014 года закупочная цена на молоко снизилась на 38%. Если эмбарго не будет отменено, по всей видимости, к концу 2017 года падение составит 50%. «Уже на рубеже в 30% цена значительно отставала от себестоимости, — заявила чиновница. — Уже третий год наши фермеры ведут суровую борьбу за выживание, преодолевая проблемы с ликвидностью, и ситуация становится все более критической. За прошлый год 1500 хозяйств остановили производство. Они либо закрылись совсем, либо переориентировались на другие отрасли». Удельный вес потерь производителей молока в общем объеме выпускаемой молочной отраслью продукции составляет, в среднем по Европе, 5%, а в балтийских странах — 15-17%.

С середины 2014 года прямая поддержка производителям молока из латвийской казны составила 13,8 млн евро. Из бюджета ЕС производителям молока выплачено 14,9 млн евро. Свиноводы получили от Европы 1,3 млн евро.  

«Сегодня мы получили от сельскохозяйственных организаций еще 66 предложений, которые, по их мнению, помогут стабилизировать молочную отрасль, — сказала Ригонда Криевиня, — все вместе они потребуют 84 млн евро из бюджета». Министерство обещало разобраться с этими предложениями подробно. Однако, по мнению минземледелия, производителям неизбежно придется снижать объемы выпускаемой продукции или переориентироваться на другую скотоводческую отрасль. Рассматривается возможность оказания хозяйствам господдержки за добровольное временное сокращение производства. Государственные субсидии можно было бы выплачивать также крупным экспртноориентированным перерабатывающим предприятиям, которым недоступны европейские фонды, считает Криевиня. И наконец, 20 тысяч евро понадобятся Продовольственно-ветеринарной службе на качественный контроль над механизмом так называемой зеленой закупки, обеспечивающей попадание латвийской сельскохозяйственной продукции в школьные и больничные столовые.

Министр земледелия Янис Дуклавс, комментируя выступление коллеги, отметил, что наибольшим экспортным потенциалом обладают крупные производства, и именно их доля на российском рынке была самой высокой. Как пример он упомянул компанию Food Union, которая поставляла в Россию 98% выпускаемых ею мягких сыров. «Это одно из предприятий, которое сейчас серьезно работает в Китае, они одни из немногих достигли на этом направлении прогресса и отправляют в Поднебесную пару контейнеров в месяц, — пояснил глава сельскохозяйственного ведомства, — однако все прекрасно понимают, что освоение новых рынокв — это работа не месяцев, а лет. Есть у нас и рыбопромышленники, которым посчастливолось пробиться в Скандинавию».

Однако нужно оценивать и удельный вес этой продукции в общем объеме, сказал Янис Дуклавс, — до сих пор в Литву ежедневно отправляется 650 тонн сырого молока. Задачу своего ведомства он видит, в частности, в том, чтобы уговорить переработчиков ни в коем случае не прекращать принимать молоко, которое надоено и с которым нужно что-то делать: в противном случае его придется вылить в канализацию или пустить на производство биогаза. Для сравнения , Food Union в день перерабатывает 240 тонн. Латвийский рынок потребляет всего половину этого объема. На это предприятие поставляют сырье примерно 250 хозяйств при том, что этот объем могли бы обеспечить максимум весемь крупных ферм. «Если они скажут, что им больше не надо, в Латвии случится небольшая революция!» — восклицает Янис Дуклавс. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.