logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

В Литве 10 человек на тысячу рождаются, 16 – умирают, 15 – эмигрируют

В Литве 10 человек на тысячу рождаются, 16 – умирают, 15 – эмигрируют
Фото: Wikipedia.org Нямунас

На тысячу литовских жителей (всего их в стране — около 3 миллионов) в 2015 году приходилось примерно 15 эмигрантов. В прошлом году Литву покинули 44,5 тысяч литовских граждан – население Мариямполе, седьмого в стране города. По сранению с 2014 годом, зафиксирован рост – почти на 8 тысяч человек. 

Между тем, в 2010 году официальное число эмигрантов было едва ли не в 2 раза больше: свыше 83 тысяч (население Панявежис, пятого по величине литовского города), а в последущие годы стабилизировалось на отметке в 40 — 50 тысяч. В 2014 году отмечался наибольший спад – менее 37 тысяч, сообщается на сайте Департамента статистики Литвы.

Масштабы реэмиграции в 2015 году – около 18,5 тыс. возращенцев – далеко не сводят статистику по эмиграции к нулю. При этом современная эмиграция проходит на фоне отрицательной демографии. Например, в межвоенное время, известное своей крупномасштабной волной эмиграции, демография была положительной – рождений регистрировали на 10 процентов больше, чем смертей. В последние 5 лет в Литве в среднем рождается 10 человек на тысячу, умирает примерно 16.

Самой популярной причиной эмиграции из Литвы, как и во все времена, называют экономическую – уезжать из страны заставляет отсутствие рабочих мест и разница в зарплатах в Литве и в Европе не в пользу литовской. Эмигрируют, в основном, молодые и инициативные люди.

Большинство тех, кто в 2015 г. решился эмигрировать (свыше 80%), перед отъездом из страны не работали год и больше времени.

В 2015 г. 19 000  человек уехали в Великобританию, в среднем по 3 тысячи – в Германию, Ирландию, Норвегию, Россию и 1800  – на Украину.

«Новая газета – Балтия» поговорила с несколькими молодыми эмигрантами волны 2010 –2011 годов.

Вильма (30 лет) эмигрировала из Вильнюса в Лондон в 2010 году, чтобы учиться специальности, которую не преподавали в Литве – менеджмент гостиниц и ресторанов, но для возращения не видит достойных возможностей трудоустройства на родине:

«Получила бакалавра. Работаю по сцециальности – менеджером ресторана сети Jamie Oliver Jamie's Italian на улице Threadneedle в Лондоне. Прошлой осенью отпразновала свадьбу. Всю жизнь, даже живя в Лондоне, говорила, что выйду замуж только за литовца. Лондон соединяет людей, культуры и страны – вот и вышла за француза, который родился в Шампани, а вырос в Амазонии, он также работает ресторанным менеджером. Когда размышляли о создании семьи, посещали мысли вернуться в Литву, но к конкретным действиям не приступали еще. Очень не хватает домочадцев, родственников, друзей, которые остались в Литве. Скучаю по компактному, маленькому Вильнюсу, где всюду рукой подать и где ты не тратишь каждый день по 4 часа на дорогу до работы и обратно. Но вот вопрос: что делать в Литве? У нас нет препринимательской жилки, хотя друзья уговаривают свой ресторан открыть, предпочитаем быть наемниками. И пока Лондон наилучшим образом удовлетворяет в плане карьерного роста, зарпалаты и того, что можем себе позволить».

Клайпедчанка Каролина (27 лет) закончила Вильнюсскую академию искусств по специальности анимация. Поступая, Каролина предполагала, что это очень интересная и перспективная профессия. Но по окончании получила одно единственное предложение о работе – преподавать анимацию несколько часов в неделю в частной школе в Вильнюсе. Не получилось найти работу и в родной Клайпеде. В эмиграции у нее есть работа, но не по специальности:

«Спонтанно зарегистрировалась на странице au pair. Хотелось поменять обстановку и выучить новый язык. Работу получила в Швеции в 2011 году в небольшом городке Oskarshamn (около 20.000 жителей). Работала няней в неполной семье: мама и дочь. Отработав год, сдала языковые курсы. Искала работу по специальности, но безуспешно, потому что город маленький. Неожиданно встретила друга жизни. Работала учителем изобразительного искусства, фотографом в местной газете, но контракт не продлили из-за постоянных финансовых проблем. В 2013 устроилась контроллером на автомобильной парковке и одновременно полдня училась в школе – совершенствовала шведский. Есть диплом об окончании курса шведского как родного. В 2015 получила на год работу в Доме культуры. Работала на выставках и мероприятиях – развешивала картины, расставляла скульптуры, регулировала освещение, красила стены, делала плакаты. Организовала свою персональную выставку, участовала в коллективных. Сейчас снова работаю только контроллером и активно ищу работу в сфере культуры или искусства. Если не найду, думаю о возвращении».

Каролина призналась, что в Швеции ей трудно привыкнуть к людям.

«Они не так легко подпускают иноземцев. В маленьких городах сморят криво на говорящих на другом языке. Материалисты, главное – новая машина и большой дом. Мне чужд такой взгляд на вещи, потому ностальгирую по жизни в Вильнюсе».

Каролина отмечает и негативную реакцию местных на то, что она из балтийской страны.

«Если говорить о финансах, то да, может, и получаешь больше, но тратишь тоже больше. Из ближайших планов на будущее – еще одна персональная выставка и, возможно, еще одно образование – педагогическое. Но, в основном, концентрируюсь на живописи и иллюстрации. Подумываю издать книгу для детей о приключении животных».

Гиедрюс (28 лет) отправился в Англию с друзьями в поисках приключений, но там и остался, в Брайтоне, другие через пару лет вернулись домой.

«Живу и работаю в Англии уже 5 лет. Работаю по специальности – графический дизайнер, собираюсь отрыть свою компанию. Складывается все отлично. Быстро нашел друзей среди англичан, общаемся и на работе, и после. Есть и небольшое литовское коммьюнити. На родину, возможно, и вернусь, но пока об этом не думаю. Здесь, в Анлии, мне удобнее. Наведываюсь в Литву 3 раза в год, мне достаточно».

Мантас (30 лет) в Литве закончил агрономический университет Стульгинскиса и последние три года врямя от времени отправляется в Данию решать свои финансовые проблемы.

«Кошелек наполняется, но социальные связи рвутся. Для меня это – самый большой минус. И тоска по родине часто охватывает. Хочу жить в Литве, но когда у тебя нет богатых родственников, приходится создавать материальную базу в Дании. С другой стороны, работая за рубежом, я лучше понимаю свои планы. Идеальное время аниализировать идеи и готовиться к их осуществлению».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.