logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Хроники Нарвы

Хроники Нарвы

Городской секретарь Антс Лийметс – о событиях Второй Мировой и их влиянии на Нарву.

Антс Лийметс — городской секретарь Нарвы. В городской управе занимается архивными и правовыми вопросами. Сам он не местный. В город приехал из Таллина в начале 90-х. До Нарвы работал в аппарате уполномоченных по делам верующих, а потом в Государственной канцелярии. Не сошелся характерами с премьер-министром, и его перераспределили в Нарву. Из десятка эстонских экспертов Антс Лийметс оказался единственным, кто готов открыто обсуждать историю Нарвы в разрезе Второй мировой войны. О том, как война повлияла на историю города, его этнический состав и архитектурный облик, читайте в интервью для «Новой газеты-Балтия».

— В Нарве проживает около 84% этнических русских, а доля эстонцев составляет около 4% —это примерно 2,5 тысячи человек. Как вы можете объяснить это с исторической точки зрения?

— Здесь большую роль играет Вторая мировая война. До войны в Нарве жило около 20 тысяч. Есть перепись населения 37 года. Из них 17 тысяч были эстонцами, 3 тысячи — все остальные. Тогда в Нарве жило три нации: русские, эстонцы, немцы. Перед началом войны Гитлер созвал своих  домой. Большое количество немцев уехало в Ваттерланд, они оставили свое имущество, которое Эстония в последствии начала у них скупать. Конечно, цена была не самая хорошая. Но, имущество, которое здесь осталось, продавалось. До войны эстонцы были, в основном, рабочими, русские – известными купцами, а немцы были властвующей элитой города. Примерно так. Перед войной остались только русские и эстонцы.

— То есть, произошла смена элит?

— Именно так. Немцы уехали. Элитой стали русские и эстонцы. Но все они говорили на трех языках.  Когда, как говорят русские источники, СССР присоединил Эстонию и, как говорят эстонские источники, СССР ее оккупировал, – так вот, после этого определенное количество эстонцев сразу депортировали в Сибирь. Из них обратно практически никто не вернулся. Основная волна депортации пришлась на тот период, когда создавали колхозы. Она состояла как раз из эстонской элиты. Для города это была огромная потеря. Часть из тех, кого в 47 году депортировали, вернулись обратно после смерти Сталина.

— Существует несколько точек зрения о том, почему старый город был разрушен. Советская сторона настаивала на минировании города немцами. Эстонская сторона говорила о бомбардировках советской авиации. Как все было на самом деле?

— 6 марта 1944 года была бомбардировка. Бомбардировали советская авиация и артиллерия. При этом эстонский стрелковый корпус, который был между Нарвой и Петербургом, свои позиции тоже отстреливал. Поэтому один эстонский генерал писал: «Мы получали приказ, мы начали стрелять, зная, что уничтожаем город».  Население было 20 тысяч, очевидно, что город был меньше, чем сейчас. Да и сейчас Нарва компактная. Конечно, тогда уничтожили практически все. Так как город был разрушен, советские СМИ говорили, что виноваты были немцы. По их версии, немцы заминировали город и разрушили его. Но есть послевоенные фотоснимки, на которых видно, что у домов нет крыш, а стены стоят. Значит, немцы так минировали, что разрушили крыши. Я всегда этот факт привожу в пример.

— А что насчет минирования? Каков был ущерб?

— Советская армия действительно поймала одного сапера. Он якобы рассказывал, как минировал город. Минировали Замок Германа, это правда. Немцы уничтожали заводы. Они уничтожали экономические объекты, но все жилые объекты попали под советский обстрел. В Таллине было то же самое. Но Таллин такой большой, что пострадал только центр города. А Нарва практически вся. Так как немецкое командование знало о происходящем, то в конце января они приказали жителям города уйти. Сказали, что здесь будет армия, и всех из города выгнали. После этого в городе не осталось людей, которые смогли бы тушить пожар. И после войны советская власть сказала, что это больше не место для жизни. Обратно в город не пускали. Поэтому население в 17 тысяч уменьшилось до 2,5-3 тысяч. Но местные потом равно пришли обратно в город работать.

— Как вы думаете, распределение населения в советскую или немецкую армию было добровольным?

— У меня хорошая семья. Старший дядя был сержантом Советской Армии. Мой папа шесть дней был во вспомогательной службе немецкой армии. Как это происходило? В зависимости от года рождения, кто в какое время старел — тот туда и попадал. И никакого уважения среди эстонцев к немецкой армии не было, как это любят показывать в российских новостях. Так исторически сложилось — немцы были баронами, а эстонцы были рабочими. Немцев в свое время уважали меньше русских. А советская власть это отношение испортила.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.