logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Полные баки и крепкие баксы

Полные баки и крепкие баксы
Фото: В Америке лукойловский бензин гораздо дешевле, чем в России. Van Tine Dennis / FA Bobo / PIXSELL / PA Images / ТАСС

В США стабильно падают цены на бензин. Только за прошлый год американцы сэкономили на автомобильном горючем 115 млрд долларов.

Режим топливной экономии

С начала этого года цена бензина в США неуклонно снижается по всей стране: от прибрежных штатов Мексиканского залива, где она традиционно самая низкая, до Калифорнии и других штатов западного побережья, где бензин самый дорогой. Начиная с июля прошлого года стоимость одного галлона (3,78 литра) неэтилированного бензина с октановым числом не менее 82 (regular) снизилась: в Калифорнии больше, чем на 1 доллар (с $3,897 до $2,712), в южных штатах — на 87 центов (с $2,542 до $1,642). На сегодняшний день, исключая западное побережье США, цена на бензин составляет меньше двух долларов за галлон — впервые с 25 марта 2009 года. Только за прошлый год американцы сэкономили на автомобильном горючем $115 млрд.

Здесь умеют считать деньги. К заправкам, где самые низкие цены, не зарастает народная автотропа. Обычно подобные станции связаны с сетью магазинов, и по клубным карточкам вам гарантируется специальная цена — ниже розничной. Например, сеть Costco предлагает постоянным покупателям самый дешевый бензин в 13 из 50 штатов.

Разберемся в механизме ценообразования. По данным Управления энергетической информации США, в цену одного галлона бензина входят следующие составляющие: 42% — стоимость сырой нефти, 19% — ее переработка, 17% — перевозка и торговля, 22% — налоги.

В первом полугодии 2015-го цена на бензин в США то поднималась, то опускалась, все второе полугодие она снижалась уже стабильно. За год галлон в целом подешевел на 15 центов.

 

Снег и нефть

Массивный снегопад, обрушившийся на Америку в минувшие выходные, повлиял на рост спроса на нефть. В пятницу, 22 января, цена на черное золото взлетела на 9%. Только этого мало, чтобы изменить сложившийся тренд. Снег приходит и уходит, а нефти стабильно производится больше, чем потребляется: ежедневно на 2 миллиона баррелей.

Как отмечает Международное энергетическое агентство (IEA), рынок нефти «рискует потонуть в избытке предложения над спросом». Как объясняет The New York Times в статье с характерным заголовком «Что стоит за падением цен на нефть? Доступная экономика», «за 6 лет Соединенные Штаты подняли уровень производства почти в 2 раза, вытолкнув из страны импортную нефть, которая ищет новое пристанище. Саудовская, нигерийская, алжирская нефть, неожиданно для себя потеряв американский рынок, конкурирует теперь в борьбе за азиатские рынки, и производители вынуждены снижать цены». А на очереди — нефть из Ирана.

Упорное нежелание Саудовской Аравии сокращать объемы производства нефти власти этого государства объясняют боязнью потерять рынки сбыта. Повышение цены сыграет на руку конкурентам. Саудиты говорят, что они готовы к ценам на нефть значительно ниже сегодняшнего уровня, но, как полагают некоторые аналитики, они просто блефуют. По оценкам Международного валютного фонда, доходы Саудовской Аравии и ее союзников в Персидском заливе в этом году снизятся на $300 млрд.

А может быть, это очередной заговор Вашингтона и Эр-Рияда? В отличие от России, где эта теория популярна, в Америке она распространена только в определенных кругах. Серьезные политики и пресса на эту тему не говорят. Хотя СМИ признают, что некоторые эксперты американского нефтяного бизнеса в неофициальных беседах замечают, что низкой ценой Саудовская Аравия в первую очередь хочет ударить по конкурентам — России и Ирану. Низкая цена на нефть в 80-е годы прошлого века привела к кризису СССР и конечному развалу государства. Однако доказательств в поддержку теории заговора нет. Более того, в годы президентства Обамы координация действий между США и Саудовской Аравией стала как никогда проблематичной. Наконец, Белый дом не может непосредственно влиять на открытие и закрытие буровых установок, добычу нефти, которую ведут сотни частных компаний, ответственных за прибыли перед своими акционерами.

Впрочем, что хорошо для обычных водителей, плохо — для капитанов нефтяного бизнеса. В прошлую пятницу компания Baker Hughes сообщила, что число действующих нефтяных буровых установок в стране за год сократилось более чем в 2,5 раза: с 1317 до 510. Для целого ряда американских «петро-штатов» (Аляски, Северной Дакоты, Техаса, Оклахомы, Луизианы) нынешняя ситуация — серьезный экономический вызов. Конечно, не сравнимый с последствиями для Нигерии, Венесуэлы, России, Ирана, Эквадора и Бразилии, но тем не менее серьезный. В США спорят: могут ли низкие цены на нефть вызвать обрушение фондовых рынков и глобальную рецессию, подобную кризису 2008 года?

 

Дефляция — худший сценарий для потребителя

В доступной для всех экономике на сложные вопросы следуют простые и понятные ответы. Почему для американских водителей снижение цен на нефть означает экономию на бензине, а для пассажиров здешних авиакомпаний ничего не изменилось? Крупные авиаперевозчики сохраняют цены на высоком уровне, объясняя это сохраняющимся высоким потребительским спросом. Есть и другая версия. Слияние гигантов — American Airlines с USAirways, а United с Continental — привело к тому, что четыре крупнейшие авиакомпании, вступив в сговор, как «дети лейтенанта Шмидта», поделили авиамаршруты и сознательно избегают конкуренции. В этом убежден обозреватель Эндрю Росс Соркин: вместо реальной конкуренции, обеспечивающей потребителю (как в нефтяном бизнесе) снижение цен, в этой отрасли сложилась «олигополия» — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Цена, таким образом, искусственно поддерживается на высоком уровне.

Низкая цена на бензин в США, отмечают эксперты, помогает сохранять низкую инфляцию. Цены не растут, а даже снижаются — потребитель этому только рад. Но… Далее ситуацию описывает экономический обозреватель Национального общественного радио (NPR) Мэрилин Дживокс: «Представьте себе, что вы владеете фабрикой, покупаете сырье, заключаете контракты с работниками, берете кредит в банке для развития бизнеса. Все построено в расчете на то, что вы продаете свою продукцию, получая прибыль. Но если цены начали падать? Внезапно вы окажетесь не в состоянии погасить кредит и выполнять контракты с рабочими. И вы начинаете торговать в убыток, ведь ваши конкуренты тоже снижают цены. Вынужденное снижение цен быстро создает порочный круг: падает стоимость компаний, недвижимости, прочих инвестиций. Если инфляция может быть болезненной и разъедающей все вокруг, то дефляция может просто прихлопнуть экономику, как валун, упавший с неба».

Из-за снижения цен первыми страдают предприятия-производители. Люди, потерявшие работу из-за сокращения производства, резко сокращают собственные расходы. Когда заканчиваются деньги, прекращаются платежи по кредитам и ипотеке. Наступает банковский кризис и общий экономический спад. Большая инфляция — это плохо, слишком низкая инфляция — тоже нехорошо.

Впрочем, дефляция является одной из потенциальных угроз, которая едва брезжит на горизонте. Американские потребители предпочитают наслаждаться низкими ценами на бензин, низкими процентными ставками кредитования и отсутствием роста цен на потребительские товары. Хотя 94,5 тысячи человек в энергетическом секторе США в прошлом году потеряли работу (15% от общего числа увольнений), избиратель уверен, что дела в экономике идут хорошо.

Прогноз Управления энергетической информации США: в следующем году цена за баррель нефти поднимется до $50. Это не огромный скачок, однако и это повышение должно снять потенциальные негативные последствия слишком дешевой нефти.

Источник «Новая газета»

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.