Реагируя на принятие в минувший четверг большинством Сейма в первом чтении законодательных поправок, инициированных министром образования и науки Карлисом Шадурскисом («Единство») по ликвидации программ образования нацменьшинств на этапе средней школы, сегодня в полдень у памятника Райнису на Эспланаде собралось более тысячи участников митинга «За русские школы», официально приуроченного к 229-й годовщине начала работы Екатерининского училища — первого русского учебного заведения в Риге и Латвии. С учетом явки и содержании выступлений на сегодняшний день это самая массовая и острая акция протеста против школьной политики правительства и парламентской коалиции.
Несмотря на десятиградусный мороз людей собралось в несколько раз больше, чем на предшествующие акции. Состав участников акции, организованной партией «Русский союз Латвии» и рядом общественных организациями, мало изменился — в основном это люди пожилого возраста. В руках у участников транспаранты и плакаты с лозунгами: «Русским детям — русские школы», «Реформа — насильственная ассимиляция», «Хочу учиться на родном языке», «Реформа — бред. Реформе — нет», «Рабы не мы. Рабы немы», «Русские не сдаются» — и с критикой в адрес шефа МОН Карлиса Шадурскиса. Параллельно выступлениям со сцены идёт сбор подписей под обращением в Еврокомиссию, ЮНЕСКО, ПАСЕ, ООН и другие международные структуры с просьбой о предотвращении полного перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения.
Евродепутат Татьяна Жданок, заявившая в середине января о готовности сложить мандат Европейского парламента, чтобы возглавить список Русского союза Латвии на парламентских выборах, напомнила о школьном законодательстве 1919 года, предполагавшем автономию для образовательных учреждений нацменьшинств. «Русский — родной, латышский — второй!» — с подачи Татьяны Жданок начинают скандировать участники митинга.
Еще один евродепутат Андрей Мамыкин, попавший в Европарламент по списку «Согласия», призвал латвийскую правящую элиту равняться на соседнюю Эстонию, где политики не только не покушается на языковую пропорцию, но специальным решением правительства в порядке эксперимента в ряде школ в крупных городах допускается обучением на русском языке при наличии государственного эстонского в статусе отдельного предмета. «Насколько мудры наши соседи, и насколько недальновидно и глупо латвийское правительство», — отмечает евродепутат.
Кульминацией акции стало театрализованное зачтение указа об учреждении в 1789 году в Риге Екатерининского училища — при участии самой Государыни императрицы Екатерины II. Другие выступавшие говорили о традициях русской культуры и образования в Латвии, недопущении отмены преподавания на русском на всех этапах школы и ассимиляции русских латвийцев, призывали выступить против конформизма и «навязывании под внешним воздействием ассимиляционных сценариев», за сплочение и дружбу народов. Прозвучали предупреждения об опасности реализации в Латвии ольстерского сценария, когда «небольшое количество мотивированных людей, понявших чего их лишили, начали взрывать и убивать». По призыву рэпера Рэя участники митинга скандировали: «Это наша страна, Дурик прыгни из окна!» и «Каждому русофобу по крепкому гробу!».
Лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок рассказала «Новой газете — Балтия», что накануне митинга ее партия подала заявление в Центральную избирательную комиссию о проведении референдума в поддержку восстановления автономии школ национальных меньшинств, имевшей место в межвоенной демократической Латвийской республике. В ожидании решения ЦИК пока пришли ответы по данной инициативе от министерства юстиции и государственного правозащитника Юриса Янсонса. Последний отметил, что «государство обязано создать систему образования, обеспечивающую эффективное обучение государственному латышскому, — в том числе для учащихся, для которых латышский не является родным».
По заверению организаторов борьба за латвийскую русскую школу будет продолжена как внутри страны, так и за ее пределами.
Справка:
Первое рижское учебное заведение с интенсивным обучением на русском языке -- Екатерининское училище — было учреждено в ноябре 1788 года указом российской самодержицы Екатерины II. «Главное народное училище императрицы Екатерины» в статусе элементарной школы с дополнительной учебной нагрузкой, предполагавшее четыре года обучения, распахнуло свои двери 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1789 года. Около тысячи рублей на обустройство и учебные пособия выделила казна, ещё тысячу собрали рижские русские купцы. До нас дошли имена первых рижских русских учителей: Андрей Владиславлев, Василий Красновский, Семен Войташевский и Иван Яновский.
Позднее Екатерининское училище было трансформировано в уездное училище, занимавшееся подготовкой учащихся к поступлению в учебные заведения гимназического типа, а с 1878 года в городское училище, занимавшееся начальным образованием и дававшим практические навыки для детей ремесленников и чиновников низшего ранга. В 1913 году старейшему русскому учебному заведению был присвоен статус Высшего народного училища, сделавший его одним из самых престижных учебных заведений Риги и Лифляндии. Точку в истории Екатерининского училища поставило приближение к Риге фронта Первой мировой войны в 1915 году.
Поначалу под нужды училища арендовали помещения в частном доме, но уже в сентябре 1790 года было освящено новое здание на перекрёстке современных улиц Гоголя и Тургенева — рядом с православной Никольской церковью и русским Гостиным двором. Это двухэтажное здание с мансардой сгорело в огне рижского пожара 1812 года. В 1889 году училище переехало в более вместительное здание на Романовской улице, 53 (современная улица Лачплеша). Ни в одном из этих мест нет мемориальных табличек, напоминающем об одном из первых регулярных учебных заведений латвийской столицы.