logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латвийский экономист: впервые задержан член правления европейского центробанка

Латвийский экономист: впервые задержан член правления европейского центробанка

Латвийскую банковскую систему лихорадит. Скандал следует за скандалом, и ситуация уже выходит за рамки внутреннего дела страны. В коррупционных схемах обвиняется банк ABLV, под подозрением в вымогательстве взяток глава центробанка Илмар Римшевич. К чему это может все привести и почему такая нелицеприятная доля выпала именно на Латвию? На эти вопросы «Новой газете – Балтия» отвечает ассоциированный профессор Высшей школы экономики, доктор международного права Янис Грасис.

Как, на ваш взгляд, ситуация с банком ABLV и с подозрениями во взяточничестве в отношении главы Банка Латвии могут повлиять на репутацию латвийской финансовой системы на международном уровне?

Это очень влияет на репутацию, потому что я не знаю случая, когда бы еще был задержан президент центробанка, особенно в стране, входящей в еврозону. Это первый случай вообще, и поэтому влияние на репутацию страны очень большое.

Что касается ABLV, то тут возможны два варианта. Те, кто вводит против этого банка санкции, должны предоставить доказательства: что у них есть конкретно против этого банка. Если они располагают какой-то старой информацией, то тогда банк надо защищать. Если же все правда, что говорится сейчас, и доказательства этому имеются, тогда, конечно, тут нечего говорить — последствия будут такими, какими они и должны быть.

Сейчас трудно делать какие-то выводы. С одной стороны, мы слышим, что говорят американцы, с другой, — банк утверждает, что у американцев старая информация. Но, конечно, и это негативно влияет на репутацию латвийского финансового рынка. Ситуация очень неприятная.

Как потеря репутации может практически отразиться на латвийской финансовой и экономической системе? Особенно, с учетом скандала, связанного с Илмаром Римшевичем? Какой сигнал получат международные клиенты латвийских банков?

Конечно, мы говорим, более всего, о косвенном влиянии. Ясно, что человека во главе центробанка можно поменять — он напишет заявление об увольнении, на его место будет найден другой, и скандал, вроде бы, будет закрыт. Но вы понимаете, что это не пройдет бесследно. Еще раз повторю, что впервые задержали человека, который входит в правление европейского центрального банка.

И если предположим, что все, в чем сейчас подозревается Римшевич, правда, то любой инвестор, который хочет вкладывать в Латвию или иметь дело с банковским бизнесом в нашей стране, задумается: надо ли ему это, раз здесь такие взятки? Так что, последствия будут – и косвенные, и прямые.

Есть такое мнение, и оно подтверждается некоторыми фактами, что Латвия продолжает быть интересной страной для тех, кто отмывает деньги. Почему так?

Ну, давайте не будем слишком поливать грязью сами себя. Мы в этом смысле не самая плохая страна. Да, у нас были скандалы, связанные с отмыванием денег, но мы не стали из-за этого самой худшей страной. Тем более, что ситуация постоянно улучшается, наши законы и надзор за банковской системой становятся все строже и строже.

Но случаи были, да. Даже некоторые западные экономисты пишут, что Латвия — это страна, всего лишь осуществляющая транзит денег с Востока на Запад. И это еще дипломатично сказано. Один швейцарский адвокат в своей книге говорит, что на Западе все смеются, когда слышат, что из Латвии идут балтийские деньги — все понимают, откуда идут эти деньги.

Конечно, есть такое отношение к Латвии — некоторые используют нашу банковскую систему для своих махинаций но, еще раз повторю, мы не самая плохая в этом смысле страна. Буквально, за последние два-три года у нас очень многое поменялось. А вот то, что было в 90-х годах, — это совсем другая картина.

А как мы выглядим в смысле финансовых махинаций с использованием банков, по сравнению с соседними странами — Эстонией и Литвой?

Возьмите статистику — сколько банков в Литве и Эстонии, и сколько в Латвии — и вы все поймете. Латвии, как государству, столько банков не нужно. Это значит, что они держатся на бизнесе нерезидентов, это ясно. Но это не плохо. Возьмите, например, Люксембург — самая богатая страна Европейского Союза. На чем она зарабатывает? На оказании финансовых услуг. Вопрос лишь в том — какие у вас клиенты, дело в качестве клиентов. И Люксембург уже давно взял основную массу клиентов. Ну, а нам — то, что осталось.

Но сам по себе этот фактор зарабатывания на банковском бизнесе не является чем-то плохим. У нас в финансовом секторе работают очень образованные люди, у нас сильная банковская сфера. В Эстонии и Литве этого нет – там банков ровно столько, сколько нужно самим Эстонии и Литве. А у нас исторически так сложилось, что обслуживаем еще и нерезидентов. Почему бы и нет? Но надо строго соблюдать правила игры, чтобы не было таких моментов, которые негативно влияют на репутацию.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.