За последние несколько лет ни одна смерть не вызывала такой масштабной реакции
На службу, которая проходила в беларуском приходе Константинопольского патриархата в Вильнюсе (альтернатива промосковской РПЦ), собрались несколько десятков человек. Хотя большинство не были знакомы с блогером, на чей YouTube-канал «жизнь-малина» подписаны более 97 тысяч человек, многие переживали его неожиданный уход из жизни как личную трагедию.
— Мы лично не были знакомы, но чувство, что знала его всю жизнь: он казался добрым и очень светлым человеком, — сказала одна из прихожанок.
Это очень символичная и общая реакция в Беларуси и зарубежом. Как заметил политический обозреватель Александр Фридман, за последние несколько лет ни одна смерть не вызывала такой масштабной реакции в беларуском обществе. Не будет преувеличением сказать, что уход из жизни известного блогера стал шоком.
— Он умел слушать и умел рассказывать, — после панихиды взял слово один из друзей блогера. — Когда он приезжал в Вильнюс, мы сидели на кухне, смеялись, разговорили, пили чай, а потом он внезапно вставал: «ну всё, всем пока, мне пора идти, завтра съемки». А мы всегда смеялись: такой резкий! И вот он так же резко ушел.
«Надеюсь, что там он нашел свой YouTube»
В интервью на политические, экономические, культурные темы часто звучала критика беларуского режима. Из-за своей позиции блогер стал врагом и оппонентом минской власти, которая де-факто криминализировала его деятельность, маркировав «экстремистским» статусом. Несмотря на угрозу уголовного преследования для зрителей, «жизнь-малину» продолжали смотреть и в Беларуси.
— После эмиграции мы часто разговаривали, поддерживали друг друга, — рассказывала коллега Никиты Мелкозерова, которая знала его почти 20 лет. — Последний раз созванивались в прошлую пятницу. Он много сделал, чтобы себя переделать: у него были проблемы с лишним весом — он их преодолел, его вызвали на челлендж — он перешел на беларуский язык. Он много работал, чтобы быть лучше. Ему ничего не давалось просто, он не родился с золотой ложкой во рту, его мама — обычный офтальмолог, он вырос в Масюковщине (микрорайон в Минске). Чего он достиг — очень ценно. Надеюсь, что ему там хорошо там, и он нашел свой YouTube.
Канал «жизнь-малина» считается ведущим интервью-проектом беларуского YouTube. Его гостями становились политики, экономисты, артисты — весь цвет нации, которая за последние годы оказалась расколота на две части: оставшиеся в Беларуси и вынужденные уехать. Героями выпусков, в частности, были Светлана Тихановская, Лёва из БИ-2, украинский блогер BalaganOFF и многие другие.
Последней съемкой в его жизни стал разговор с бывшим директором беларуской редакции «Радио Свобода» Александром Лукашуком (интервью записывалось за несколько часов до смерти блогера):
«Никита выглядел как обычно на экране — красивый, сильный молодой человек, уверенный, хорошо подготовленный. Может, лицо было бледным, глаза немного ввалились, но я не знал, или это от самочувствия, или от легкого макияжа. Одной из тем разговора стала журналистская память, точнее, воспоминания журналистов. Мы говорили, что их, к сожалению, мало, что у журналистов есть ответственность перед профессией, перед историей, что такая мемуаристика — нужная, необходимая не только для прошлого, но и для будущего», — рассказал Лукашук.