Сюжеты · Общество

В Латвии появился телефон доверия для потенциальных авторов насилия: в первые месяцы — около 200 звонков

Катя Тяпкова, специально для Новой газеты.Балтия

В мае этого года в Латвии начал работать телефон доверия для потенциальных авторов насилия. Такие телефоны уже несколько лет успешно функционируют в Великобритании и в некоторых странах Европы. Для Латвии это пилотный проект Министерства благосостояния и кризисного центра «Skalbes» (Krīžu un konsultāciju centrs Skalbes), запущенный в рамках программы профилактики домашнего насилия при поддержке европейского фонда ESF+. Планируется, что линия будет работать около полутора лет, после чего оценят ее эффективность.

Мы поговорили с координаторкой проектов телефонов доверия «Skalbes» Сантой Лайминяй Рубене (Santa Laimiņa Rubene) о том, зачем нужна такая инициатива и каковы её промежуточные результаты.

📞 Телефон для предотвращения насилия

Номер телефона: 22045225

Время работы телефона:

  • В рабочие дни: с 06:00 до 12:00 и с 18:00 до 00:00
  • В выходные и праздничные дни: круглосуточно

Позвонив по этому номеру, можно получить анонимную и конфиденциальную психоэмоциональную поддержку для людей, которые:

  • испытывают агрессию, злость или напряжение,
  • думают, что их поведение может стать насильственным,
  • уже совершили насилие и хотят понять, почему это произошло и как измениться,
  • хотят поговорить с кем-то, прежде чем мысли перерастут в действия.

Для кого этот телефон?

Линия предназначена для тех, кто уже совершил насилие или опасается, что может его совершить, и хочет изменить своё поведение, а также для их близких и специалистов, которые хотят узнать больше о возможностях социальной реабилитации авторов насилия, с которыми они работают.

В первые месяцы работы служба поддержки получила свыше 200 звонков, из которых 35% поступили от непосредственной целевой аудитории. Звонят также и пострадавшие от насилия — им оказывается первая поддержка, после чего их направляют к специалистам, работающим непосредственно с пострадавшими.

Координаторка проектов телефонов доверия «Skalbes» Санта Лайминя Рубене. Фото: Skalbes

Кто отвечает на звонки?

В центре «Skalbes» работают несколько телефонов доверия — например, линия психологической поддержки, телефон для потерпевших от преступлений и для зависимых от азартных игр и их родственников.

Консультанты набираются из работников этих линий, которые проходят специальное обучение. В работе они используют методы кризисной интервенции, помогающие снизить уровень напряжения и помочь человеку рассказать о том, что с ним происходит и что он чувствует. Дальше предлагается помощь специалистов учебного центра MКБ, работающих по всей стране — они занимаются социальной реабилитацией авторов насилия для снижения насильственного поведения. К ним можно обратиться самостоятельно, написав заявление в любую латвийскую соцслужбу — в этом случае услугу оплачивает государство, или по решению суда — тогда часть обучения оплачивает ответчик.

Если есть программа реабилитации, суды, штрафы, зачем ещё нужен телефон?

Особенность домашнего насилия в том, что большинство случаев просто не доходят ни до полиции, ни до суда. 

Эти люди не попадают в поле зрения социальных служб, не знают о программах обучения и реабилитации и никогда не обсуждали свои проблемы с кем-либо.

Одна из главных задач телефона доверия — информировать и мотивировать человека заняться работой со своей агрессией.

Что заставляет авторов насилия обращаться за помощью?

Чаще всего это внешняя мотивация — например, жена ушла и не разрешает видеться с детьми, или человек получил запрет на приближение, и ему грозит юридическая ответственность. Но бывают случаи, когда человек сам понимает, что в его семье что-то не так — он повышает голос, применяет физическое или экономическое насилие и хочет что-то изменить.

Причины такого поведения могут быть разными: семейная история, собственный опыт насилия, травмы, зависимости. Но насилие — это всегда ответственность самого автора. Внутренняя мотивация, конечно, приносит больше результатов в дальнейшей работе.

Есть авторы насилия, которые никогда не признают себя таковыми и не хотят меняться, но есть и те, кто способен на рефлексию, кто на реабилитации узнаёт о последствиях своих действий и не хочет больше причинять вред близким.

Кто чаще звонит — мужчины или женщины?

Звонят и те, и другие, но чаще — мужчины, которые говорят о своём насильственном поведении по отношению к партнёрше, реже — к детям. Женщины обычно звонят по поводу агрессивного поведения в отношении детей, либо как пострадавшие или свидетели насилия в семье.

Как обеспечивается анонимность звонящих?

Телефон полностью анонимен — номера звонящих не фиксируются. Однако если человек сообщает о конкретном произошедшем или планируемом преступлении, действует внутренний протокол взаимодействия с полицией для защиты пострадавших. Пока этот протокол не применялся.

Как можно отследить, помогает ли линия предотвращать случаи домашнего насилия?

Пока эффективность оценивается по людям, которые возвращаются с повторными звонками и делятся своими результатами. Надеемся, что многие после звонков обращаются за профессиональной помощью и проходят реабилитацию.

Фиолетовая лента — символ поддержки жертв домашнего насилия. Фото: Canva

Зачем за государственные деньги помогать авторам насилия вместо того, чтобы их просто наказывать?

Если ставить человеку клеймо «насильник» и говорить, что он никогда не изменится, а воздействовать на него можно только штрафами и тюрьмой, мы работаем лишь с последствиями, но не с причинами насилия.

Наша цель — информировать и обучать, дать шанс осознать и изменить поведение, показать, как работать с эмоциями, коммуникацией и травмами, не повторять семейные сценарии. Насилие, к сожалению, часто передаётся из поколения в поколение: если родители кричали и били, велика вероятность, что человек повторит это в своей семье.

Практически каждый может прервать эту цепочку, если возьмёт на себя ответственность, а общество не будет ставить на нём крест.

Это коллективная работа: телефон доверия, реабилитация, работа полиции и судов — пробация, штрафы, уголовные наказания. Конечно, есть те, кому не поможет реабилитация, и их поведение можно ограничить только решениями суда.

Но нужно помнить, что насилие — очень многослойное явление. Это не только побои и сломанные кости.

Любое физическое воздействие, причиняющее дискомфорт, — тоже насилие. Есть эмоциональное насилие, которое сложно распознать и доказать, но если человек чувствует себя эмоционально задетым, это тоже может быть насилием.

Авторы насилия очень разные, как и степень их преступлений, поэтому кому-то поможет телефон, кому-то — реабилитация, а от кого-то защитит только тюрьма.

Насколько проблема домашнего насилия актуальна в Латвии?

Проблема остаётся очень серьёзной. В прошлом году полиция получила 10 184 вызова, связанных с семейными конфликтами. 

По статистике, каждая третья женщина в стране сталкивалась с психологическим, физическим, сексуальным насилием или угрозами в семье.

Рост количества сообщений и заявлений свидетельствует о том, что люди становятся более информированными, начинают различать разные виды насилия и снижают толерантность к нему.

Ломается стереотип о том, что домашнее насилие — это исключительно семейное дело. Здесь необходимо вмешательство государства и общества, чтобы помогать и пострадавшим, и авторам насилия.