Объявления о бесплатных курсах на поверку оказались уловкой
Более трех лет беженец из Беларуси Александр (полное имя есть в распоряжении редакции) живет в Вильнюсе. Он говорит, что не мог даже предположить, к чему приведут события 2020 года. Когда стало очевидно, что на родине ему грозит уголовное преследование за участие в протестах, он решился на переезд в Литву.
— Когда изучал возможности для релокации, читал литовские медиа и обратил внимание на комментарии под новостями, — говорит мужчина. — Запрос у литовцев был очевидный: а беженцы будут изучать наш язык? Тогда это не вызвало у меня отторжения — я люблю учиться, а интеграция в общество предполагает владение средством коммуникации, которое это общество понимает и принимает.
В течение полугода иммигрант обосновывался в стране: искал арендное жилье, устраивал детей в школу, изучал возможности для работы.
— Потом мне попалось на глаза объявление от правозащитной организации, которая предлагала изучать литовский язык за счет американского (!) фонда. Я сразу же записался, — продолжает Александр. — Это был онлайн-курс, который вела чудесная преподавательница из Клайпеды. За полгода сформировался базовый словарный запас, пришло понимание основных грамматических связей. Этого хватает, чтобы общаться в магазине или кафе.
По словам беларуса, есть две наиболее частые реакции, с которыми он встречается, когда пытается общаться по-литовски: «не выпендривайся, говори по-русски» и «зачем ты коверкаешь наш язык?» Хотя многие литовцы с удовлетворением отмечали, что мигрант пытается говорить по-литовски.
— Но я понимал, что знаний недостаточно — запрос на продолжение обучения созрел, — признается мужчина. — Тогда я стал активно искать возможности. Снова обратился в правозащитную организацию, но там ничем помочь не смогли. В International house предлагают единичные мероприятия. Другие НГО рекомендовали «пробовать еще».