Сюжеты · Политика

Виновные в репрессиях стали на один шаг ближе к Гааге. Пять вопросов литовскому юристу о беларуском кейсе

Дайнюс Жалимас. Фото: Александр Фурс

Сегодня стало известно, что Международный уголовный суд (МУС) принял пакет документов об ответственных за массовые репрессии в Беларуси. Инициировала процесс Литва. Но что это значит на практике? И какова процедура? «Новая газета. Балтия» задала эти и другие вопросы члену Европарламента, бывшему руководителю Центра права и демократии Дайнюсу Жалимасу, который изучал возможности привлечения к ответственности виновных за жестокое подавление протестов и преследование по политическим мотивам в РБ.

Что означает передача материалов в Международный уголовный суд?

Это приближает Лукашенко и исполнителей репрессий к скамье подсудимых в в Гааге, где и располагается МУС. Сейчас юридически оформленный пакет документов передан в офис прокурора. Тот объявил, что будет проведена экспертиза. Во время нее будет выясняться, есть ли основания для уголовного преследования.

— На данный момент мы говорим об обращении в офис прокурора Международного уголовного суда. Там дадут заключение, будет ли начато предварительное расследование, — уточняет Дайнюс Жалимас.

Юрист предупреждает, что по сравнению с другими делами, беларуский кейс может не выглядеть таким масштабным. Однако Литва делает все возможное, чтобы ответственные за жестокие репрессии в Беларуси были привлечены к ответственности.

Лукашенко и его подручных посадят?

До этого, конечно, далеко, но можно сказать, что в конечно счете речь идет именно о привлечении к ответственности виновных в репрессиях. Юристы объясняют, что под прицелом и те, кто исполняет преступные приказы, и те, кто отдает их.

— Конечно, существует такое понятие как бремя доказательства, но в данном случае несложно будет доказать, что именно Лукашенко управляет этим процессом, — считает Дайнюс Жалимас. — Поэтому на него нацелено международное правосудие.

А какие были варианты?

Чтобы начать уголовное преследование виновных за репрессии в Беларуси, не так уж много возможностей.

— Центр права и демократии готовил рекомендации, как можно привлечь беларуский режим и Лукашенко к ответственности, — говорит Дайнюс Жалимас. — На наш взгляд, есть три пути.

Во-первых, универсальная юрисдикция, когда уголовное дело возбуждается за преступления против человечности, совершенные на территории другой страны.

— Речь идет о международных преступлениях, а значит инициировать процедуру может любое государство, если сочтет это необходимым и соберет необходимые доказательства, — отмечает юрист. — Литва первая и единственная страна, которая проводит такое расследование за преступления режима Лукашенко.

Дайнюс Жалимас. Фото: Александр Фурс

Во-вторых, учреждение международного трибунала для Лукашенко.

А в-третьих, инициирование процесса государством-подписантом Римского статута за преступления против человечности, если были затронуты его интересы.

— Беларусь не подписала Римский статут, то есть не признала юрисдикцию МУС, — напоминает Дайнюс Жалимас. — Однако выход есть. Международное право рассматривает в качестве преступлений депортацию и преследование по политическим мотивам, что включает не только насильственное выдворение людей, но и вынужденный отъезд из страны из-за страха попасть под уголовное преследование по политическим мотивам.

За последнее время огромное число беларусов вынуждены были покинуть РБ именно по этой причине. Большинство из них находятся в соседних странах — Польше, Литве, Латвии.

— Именно это узкое окно возможностей было использовано для преследования ответственных за репрессии, — уточняет юрист.

При этом он признает: это не касается многих других жестоких преступлений, совершенных беларуским режимом в 2020 году и позднее.

Получается, все уехавшие по политическим причинам могут быть признаны потерпевшими?

Если они обратятся в правоохранительные органы Литвы, а точнее в прокуратуру, и их аргументы сочтут весомыми.

— Можно поспособствовать следствию, и заявить себя потерпевшим, — поясняет Дайнюс Жалимас. — Для этого нужно, чтобы преследование конкретного человека было включено в список эпизодов, расследуемых прокуратурой. Этот статус позволит получать информацию о ходе следствия и в будущем, возможно, рассчитывать на компенсацию.

Однако нужно иметь в виду, что ваши личности могут быть раскрыты беларуским режимом, предупреждает юрист.

Почему именно Литва инициировала процесс?

— Это хороший вопрос. Меня тоже интересует, почему бездействуют другие европейские страны? — удивляется Дайнюс Жалимас. — Я намерен поднимать этот вопрос в Европарламенте.

Он предупреждает: передача материалов в МУС не отменяет того факта, что у Литвы есть и собственные юридические ресурсы для преследования ответственных представителей режима Беларуси.

— Ранее в Вильнюсе было заведено дело по преступлениям против человечности, совершенных в Беларуси. Расследование проведено. Известны имена конкретных судей, прокуроров, начальников тюрем, — замечает юрист. — Уже можно назвать некоторых обвиняемых и выдать международный ордер на их арест.

Его удивление вызывает, что никто, кроме Литвы, не инициировал этот процесс.