В середине декабря на железные дороги Латвии вышли новые электропоезда Škoda Vagonka. Через пару дней один из поездов вышел из строя.
Несмотря на все сертификации и тестирования новые поезда Škoda, закупленные Латвией, оказались непригодными к эксплуатации. В течение двух месяцев Škoda Vagonka должна привести в исправное состояние 95% поездов, купленных Латвией: если этого не произойдет, компании грозит штраф.
Как получилось, что после всех тестирований и сертификаций новые поезда оказались непригодными к эксплуатации? И что теперь с этим делать?
В середине декабря на железные дороги Латвии вышли новые электропоезда Škoda Vagonka. Через пару дней один из поездов вышел из строя.
В следующие три недели у новых поездов обнаружили 26 дефектов категории A — это значит, что использовать поезда невозможно.
Из-за технических проблем с новыми поездами многие рейсы задерживались или отменялись вовсе. К концу января в отставку ушел совет Pasažieru vilciens. Его председатель Сандис Штейнс заявил, что ответственность за кризис с новыми поездами выходит за пределы полномочий совета, а также указал на плохое состояние инфраструктуры, находящейся в ведении АО Latvijas dzelzceļš.
Как вышло, что после многочисленных тестирований и сертификаций новые электропоезда оказались непригодными для использования? Разрешение на использование новых поездов выдала Государственная железнодорожная техническая инспекция.
«Выпуск транспорта на рынок и ввод его в эксплуатацию — долгий и сложный процесс. В новых электропоездах используются новые технологии, принципы работы и управления которых сильно отличаются от поездов старшего поколения. Работы по наладке поездов не заканчиваются с первыми рейсами — как показывает опыт других стран, любая новая техника имеет так называемые «детские болезни», которые должен устранить производитель Škoda в течение гарантийного срока», — говорит старшая экспертка инспекции Елена Степанова.
Она добавляет, что в 2020 году в ЕС был введен единый порядок начала использования новых транспортных средств. В этой схеме строго разделены обязанности различных участников процесса — производителя, сертифицирующих учреждений, инспекций, выдающих разрешение на выпуск на рынок и пользователя, или перевозчика.
«В случае с электропоездами Škoda инспекция получила все документы, подтверждающие, что производитель и сертифицирующие учреждения выполнили все свои обязательства. Разрешение на выпуск транспортного средства на рынок означает, что оно соответствует требованиям нормативных актов ЕС и Латвии и может использоваться на территории Латвии. Это разрешение не распространяется на проверку технического состояния конкретного поезда перед каждой поездкой», — добавляет Степанова.
Министр транспорта Латвии Каспарс Бришкенс дал компании Škoda Vagonka два месяца на то, чтобы привести в исправное состояние 95% купленных у чешской фирмы поездов. Всего в Латвию должно быть поставлено 32 таких поезда. Если изготовитель не сможет этого обеспечить, Латвия потребует неустойку — штраф может превысить 300 тысяч евро.
Старшая экспертка Государственной железнодорожной технической инспекции Елена Степанова отмечает, что каждый задействованный участник должен выполнять свои обязанности: «Škoda должна предотвращать «детские болезни», а перевозчик должен уделять больше внимания ежедневному техническому состоянию новых поездов. А кроме того, обучать машинистов управлению новыми транспортными средствами с участием представителей Škoda. Фактически эти действия уже происходят и приносят результаты», — говорит она.
Обсуждать, могли ли проблемы возникнуть из-за плохого состояния железных дорог, как заявлял бывший представитель совета Pasažieru vilciens, Елена отказалась, заявив, что «инспекция не будет комментировать заявления, представленные без аргументов и доказательств».
Директор Латвийской ассоциации перевозчиков пассажиров Иво Ошениекс считает, что эксперты, выдавшие разрешение на эксплуатацию поездов, достаточно компетентны — «но это техника, и после всех тестов с ней все равно могут случаться неполадки».
При этом Ошениекс согласен с тем, что инфраструктура железных дорог Латвии морально устарела. «Насколько она соответствует требованиям, должны решать специалисты. Я могу только говорить о том, что длительное время в развитие латвийской железной дороги не вкладывали достаточно средств», — добавляет он.
Иво Ошениекс отмечает, что сейчас звучат разные предложения, как выйти из кризиса. Одно из них — заменить поезда автобусами на некоторых маршрутах.
«Это несерьезно. Единственное решение — это чтобы производитель в срочном порядке оценил и устранил неполадки. Это достаточно серьезные финансовые вложения, чтобы мы не занимались экспериментами и не лечили «детские болезни» производителя. Латвийское государство заплатило большие деньги за некачественный товар. Если мы покупаем телефон, который не работает, то продавец его либо чинит за свой счет, либо меняет на новый. Так и в этой ситуации — другого выхода нет», — подытоживает директор Латвийской ассоциации перевозчиков пассажиров.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}