Российский кинорежиссер Андрей Звягинцев на кинофестивале «Балтийская жемчужина» в Риге сообщил, что весной приступает к съемкам своего нового фильма «Юпитер».
«За эти четыре месяца, что я не был в Риге, прошло немало событий, — сказал Андрей Звягинцев «Новой газете. Балтия». — Не хочу в деталях описывать, что со мной было, но можно сказать, что происходила битва за новый фильм. И как раз вчера, накануне моего приезда в Ригу, было сообщено, что мы запускаем проект, который весной, в марте-апреле, начнем реализовывать. Я как только пришел в себя после больничных злоключений, собственно, только этим и занимался — борьбой за новый фильм. Но теперь можно сказать, что это будет проект, который продюсирует американская сторона плюс две компании, испанская и французская».
О сюжете фильма кинорежиссер рассказывать не любит, традиционно говоря, что кино — это сон, и человеку неизвестно, когда он ложится спать, что ему приснится. Но все же известно, что в сюжете — история российского олигарха, которого настигает расплата за грехи. Действие фильма проходит в мире сверхбогатых, продюсеры описывают будущую ленту как «безжалостное исследование власти и коррупции».
Звягинцев воссоединится со своей постоянной командой, в которую войдет оператор Михаил Кричман. По словам режиссёра, «Юпитер» станет историей, которая «выходит за рамки сегодняшнего политического контекста».
«Для меня очень важно, что этот фильм будет на русском языке, без которого я себя не мыслю. Мой четырнадцатилетний сын в Париже уже свободно говорит по-французски, но как бы там ни было, для меня Париж — чужая территория, хотя там хорошо. Особенно моей семье хорошо. А есть ли тоска по той же Москве? Ох, лучше не говорить. И о том, как я отношусь к происходящему в России, лучше не говорить. Тем более, что мое мнение так или иначе известно. Мои взгляды не изменились, а только окрепли».
Режиссер очень надеется, что и русские артисты в его фильме появятся.
«Сейчас будет длинный период поиска актеров, но мысли о том, чтобы были артисты из России, остались. А команда прежняя, которую я хочу сохранить, хотя все сейчас в разных концах света — один в Канаде, другой в Лондоне, еще один в Испании. Но художник-постановщик — Андрей Понкратов, а оператор по-прежнему Михаил Кричман, с которым я прошел большой серьезный путь, с которым все с полуслова понятно», — рассказывает режиссер. «Я ничего не умею делать, кроме кино. И для меня кино вовсе не побег от реальности, а как раз реальность и обобщение опыта. Как тот же Бергман отвечал на вопрос, сколько он писал «Сцены из супружеской жизни», где есть диалоги на пять часов. И он ответил: «Двадцать дней и двадцать лет». Потому что для него кино — это и обобщение реального опыта, который есть и у меня. Не мыслю себя без кино.
Вне кино — я никто. И я счастлив только тогда, когда объявляют о запуске работы над моей новой картиной.
И вот уже второй день я счастлив».
На фестивале «Балтийская жемчужина» Звягинцев показал свой короткометражный фильм «Апокриф» и презентовал новую книгу «Путь фильма».
«Наверное, вы знаете, что этот девятиминутный фильм был изъят из альманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю», — говорит Звягинцев. — Ко мне подошли продюсеры, выбравшие фокус-группу американской публики и сказали, что изымают фильм из альманаха. Потому что «очень медленно и совершенно непонятно, о чем». В общем, в Риге я показываю сейчас этот фильм и представляем книгу, которая как раз посвящена этой проблеме с «Апокрифом».
О таком коротком фильме получилась увесистая 200-страничная книга. Инициатором и вдохновителем книги был ее автор Семен Ляшенко, который провел просто археологические исследования, нашел четыре варианта сценария, которых не было ни у режиссера, ни у монтажера.
«Эта книга «Путь фильма» — о мощной битве продюсера с режиссером за лишние 24 секунды времени. Семен хотел из этого материала сделать фильм, но понял, что материала большого нет, потому что проблема связана не с изображением, а с текстами», — говорит Звягинцев
Фильм «Апокриф» — о расставании двух некогда влюбленных, которых издалека снимает на видеокамеру мальчик. Потом в метро он рассматривает эти кадры и понимает, что на пирсе осталась книга. Он возвращается и видит, что это книга стихов Иосифа Бродского. Ленту снимали два дня в 2008 году в Нью-Йорке у залива, в пятнадцати минут от Мортон-стрит, где жил Бродский. По словам режиссера, это фильм прежде всего о любви, а не о Нью-Йорке, в котором Звягинцев до той поры даже и не бывал.