Сюжеты · Культура

Прожить сто лет. Рецепт долголетия от латышской танцовщицы Вии Ветра

Андрей Шаврей, культурный обозреватель

Этой удивительной женщине, исполнительнице индийских танцев Вие Ветра, сто лет исполнилось в феврале. Она эмигрировала из Латвии в годы Второй мировой войны и большую часть жизни живет в Нью-Йорке. Но после восстановления независимости каждый год летом приезжает отмечать свой день рождения на родине.

Собственно, долгожители для Латвии — не редкость. Для той же Латгалии возраст 90-95, а то и все сто лет — норма. И в творческой интеллигенции век — не редкость. У всех в памяти выдающийся латышский артист Эвалд Валтерс — широкая публика помнит его по эпизоду в фильме «Театр», где он сыграл игривого престарелого ухажера великой Джулии Ламберт, приехавшей к маме во Францию. Артист, серьезно занимавшийся йогой, поставил себе задачу прожить сто лет и в апреле 1994 года весь город чествовал его, столетнего, едущего через весь центр латвийской столицы на карете. Умер Валтерс через пять месяцев после юбилея.

В сентябре прошлого года в Союзе художников Латвии чествовали столетнего художника Владимира Козина, на протяжении 38 лет бывшего деканом кафедры живописи латвийской академии художеств (он здравствует и по сей день, живет в хорошем пансионате и изредка рисует). Буквально на днях, 24 июля, Латвия отметила столетие выдающегося артиста Латвийского Национального театра Яниса Кубилиса, который живет под латвийской столицей в поселке Балтэзерс, неподалеку от дачи 87-летнего Раймонда Паулса, который, говорят, тоже не прочь жить сто лет. Господин Кубилис бодр, ходит без палочки, в день юбилея принял у себя в гостях президента Латвии Эдгара Ринкевича.

Но на этом фоне пример Вии Ветры выделяется особо, потому что она не только здравствует, но и по-прежнему танцует, хотя и редко.

Во всяком случае, в нынешний приезд в Ригу специально для ее юбилейного вечера в Большом зале Дома общества латышей Артур Маскатс, один из ведущих композиторов Латвии, написал музыку для танца под названием «Раненая перелетная птица». Такое название не случайно. Дело в том, что как раз в феврале, в день столетнего юбилея, Артур позвонил Вие с поздравлениями в Нью-Йорк, где в престижном пансионате для деятелей культуры на Манхэттене и живет госпожа Ветра. И узнал, что недавно танцовщица перенесла операцию на ноге.

Тем не менее, она пришла без палочки и посторонней поддержки на прием, устроенный в честь нее в латвийском представительстве при ООН. А потом вновь приехала на юбилей в Латвию, где специально для нее поклонники учредили Фонд, который позволяет оплатить перелет на самолете и проживание на родине. Вия Ветра прочитала лекцию и юбилейный вечер, в котором танцевала — это был своеобразный круг почета вместе с молодыми исполнительницами индийских танцев. Вия говорит, что сейчас она, наверное, в последний раз навестила Латвию — перелеты даются ей все сложнее. Впрочем, как говорят ее хорошие знакомые, то же самое она говорила и пять лет назад, но всегда прилетала.

Более того, летает она финской аэрокомпанией из Нью-Йорка в Ригу и обратно — через Хельсинки. И безо всякого сопровождения помощников. Она дама по-прежнему совершенно самостоятельная. У стюардесс она любимица — по ее просьбе во время полета ей всегда предлагают бокал красного вина. Сейчас на обратном пути, по словам композитора Маскатса, она с удовольствием попросила и второй бокал.

Так в чем же рецепт долголетия и довольно активной жизни (в этом году исполнилось и 80 лет творческой деятельности Вии Ветры)? По ее словам, для этого необходимы не столько генетика, здоровый образ жизни и йога, хотя это тоже важно. Необходима ко всему прочему достаточно суровая жизненная закалка, а она у Вии присутствует. Она родилась в Риге через пять лет после образования Латвийской Республики в 1918 году. Во время Второй мировой войны училась в Венской академии музыки и изящных искусств, а также на балетном отделении Венской консерватории. И уже тогда пережила очень многое — например, испытала на себе, что такое бомбардировки австрийской столицы. Один раз ее буквально завалило развалинами дома в убежище. 

Она познала, что такое голод и потеря родины — обратного пути в советскую Латвию у нее не было.

И тогда Вия поняла, что жизнь такова, как она есть и следует стараться быть с ней в согласии, гармонии. Ее главным увлечением и профессией на всю жизнь стал сакральный индийский танец, основоположницей которого она стала еще в Латвии в тридцатые годы прошлого столетия. При этом она еще и прекрасный художник и сценограф! Отлично, когда увлечение совпадает с делом всей жизни.

В 1948 году танцовщица выбрала своим домом далекую Австралию, где в 1951 году открыла танцевальную студию в Сиднее. Затем несколько лет жила и работала в Западной Германии. В последние шесть десятилетий ее основным местом жительства является Нью-Йорк, где она открыла свою танцевальную студию в 1967 году. По счастью, она познала счастье вернуться на родину, это случилось в 1990-м, когда рухнул «железный занавес» и актриса смогла приехать в родную Латвию впервые за почти полвека отсутствия. Все благодаря периоду национального Пробуждения, который принес Латвии фактическое восстановление независимости в 1991-м.

Одно из главных увлечений Вии Ветры — это путешествия, ей всегда были интересны новые впечатления, страны, люди. Достаточно сказать, что в свое время она дважды совершила кругосветное путешествие, при этом выступала с концертами на всех пяти континентах (кроме Антарктиды, конечно). На родине о ней известной писательницей Норой Икстеной написана книга и явно не за горами фильм об уникальной судьбе танцовщицы. Некоторое время назад ей присужден орден Трех звезд, высшая награда Латвийской Республики.

Но самый главный рецепт долголетия в следующем. «Знаете, не скажу, что такая уж уверенная во всем, но все-таки смерти никогда не боялась, — сказала она во время своего нынешнего приезда на родину. В конце концов, я ко всему прочему много общалась с людьми, которые, например, переживали клиническую смерть. И я почти достоверно знаю, что есть загробная жизни и что там есть свет в конце тоннеля, и на самом деле это нечто совершенно чудесное!

И вообще. К жизни и к ее перипетиям надо относится спокойнее.

Необходимо быть немного ребенком. И конечно же, очень большое значение имеет то, как человек ведет себя по жизни, как он к ней относится. Надо стараться не заниматься тем, что тебе неинтересно, в таком случае это просто поглотит твое естество и начнет терзать душу. Важно двигаться. Вот я всю жизнь танцевала и танец стал для меня путеводной звездой. Я этому очень благодарна».

Фото: Сергей Калинин и из личного архива героини.