В пресс-центре Государственного пограничного комитета Республики Беларусь «Новой газете — Балтия» сообщили, что досмотр Линии Шибановой закончился вечером 12 мая, после этого основательницу ассоциации ГОЛОС отпустили.
«Проходил пограничный контроль в пункте пропуска Гудогай, — сообщили в пресс-центре. — Таможня проводила досмотр. Ее сняли с поезда. В 23:30 она убыла на такси. На территорию Беларуси она была пропущена».
Сотрудник пресс-центра пояснил, что такие досмотры проходят регулярно. При этом он не назвал причины, по которым досмотреть решили именно Шибанову. «Досмотр проводят не пограничники. Граждане, которые попадают под досмотр — это связано со служебной деятельностью, — сообщил сотрудник пресс-центра. — Если бы вы не сказали, что это член Совета по правам человека, я бы не знал. На границе предъявляют не удостоверение, а паспорт. Причину досмотра я не могу сказать — по линии паспортного контроля к ней вопросов нет».
Лилию Шибанову сняли с поезда, который следовал из Вильнюса в Москву, вечером 12 мая на литовской-белорусской границе. В 22:50 политолог Александр Кынев получил от нее смс с текстом: «Меня сняли с поезда. Сообщи». По словам Кынева, Шибанова ехала на заседание Совета по правам человека при президенте, членом которого она является. После этого связь с ней прервалась: телефон основательницы ГОЛОСа до сих пор выключен.
Совет по правам человека уже выразил беспокойство по поводу этой ситуации. «Совет намерен обратиться к Президенту России Владимиру Путину в защиту члена президентского консультативного органа Лилии Шибановой, чьи права и законные интересы грубо нарушены необъяснимыми действиями белорусских властей», — говорится в специальном сообщении на сайте организации.
Лилия Шибанова, основательница ассоциации ГОЛОС и член Совета по правам человека при президенте, с 2013 года большую часть времени проводит в Вильнюсе. Ассоциация ГОЛОС стала одной из первых российских организаций, попавших в так называемый «список иностранных агентов» — перечень организаций, занимающихся политической деятельностью и получающих иностранное финансирование. Руководство ассоциации пытается оспорить свое включение в список в судах.