После двух лет перерыва, сбоя в графике и вынужденных показов онлайн или «в пузырях» фестиваль Артдокфест возвращается. С 1 марта в Латвии снимают ограничения на количество зрителей в залах, и можно еще успеть купить билеты. Нынешний фестиваль пройдет на фоне войны, которую Россия ведет против Украины.
Президент фестиваля Виталий Манский, который восемь лет назад переехал в Латвию из России, рассказывает, каким фестиваль будет в этом году.
Виталий Манский. Фото из соцсетей
Будет специальная программа, посвященная украинскому кино.
Вчера во второй половине дня мы приняли это решение. Мы почувствовали какую-то необходимость фестивалю дать возможность…. Я вот так скажу: я вчера днем подошел к посольству России, Украины, я видел людей, которые там стояли, и я понял, с одной стороны, желание людей высказать свою позицию, а с другой стороны — какую-то определенную безысходность этого стояния. Стояния в свободной стране, где это ничем не чревато, где окна посольства зашторены, никто там ничего не видит…
То есть, я увидел во всем этом важность (я и сам там постоял), а с другой стороны, определенную тупиковость этого стояния. Я подумал, что если есть храм, куда можно прийти и обернуться внутрь себя (даже если ты не веришь в бога), есть такая возможность остаться наедине с собой, но также я подумал, что есть возможность объединить людей и дать им возможность находиться в какой-то внутренней…. Объединить людей… Я говорю сейчас путано, но это важно мне, буду благодарен, если меня не отредактируют, пусть читатель читает этот хаотичный ход мыслей.
Я знаю, что в Москве на Артдокфест довольно часто приходили люди, которые вообще не очень часто понимают документальное кино. И документальное кино им, в общем, не так близко. Но они приходят, потому что они хотят оказаться в атмосфере единения. В атмосфере некоего энергетического поля, в котором они чувствуют свою сопричастность и созвучие. Потому что Артдокфест стал этим местом объединения людей по их гражданской позиции.
Я хотел бы, чтобы культура была таким полем, я бы хотел, чтобы культура не сползала в поле пропаганды, я хотел бы, чтобы культура уважала человека и давала ему право самому формировать свое внутреннее ощущение. И те картины, которые мы хотим показать в Риге, — это пять фильмов, которые уже участвовали в Артдокфесте, это все фильмы, которые предъявляют эту войну (имеется в виду конфликт на территориях Донецка и Луганска, которому уже 8 лет) как набухающую постепенно войну, но не в публицистическом, пропагандистском стиле, а во внутренней интимной жизни, преломлении индивидуальностей, этого наползающего ужаса, который мы сегодня получаем.
Это латвийская копродукция «Украинские шерифы» о двух немолодых мужчинах, с юго-востока Украины, Херсонская область, которые пошли добровольцами работать помощниками в полиции, и картина совсем не о войне, но война там присутствует, она снята в 2014 году, и война там грозовым фоном.
Кадр из фильма «Украинские шерифы»
И датский фильм (который когда-то получил Гран-при фестиваля) «Лай собак вдалеке» о семье, живущей в прифронтовой зоне, о детях, которые взрослеют, узнают мир, по звуку летящего снаряда, его класса и маркировки. Тоже не буквальная война, а война отраженная, как далекий звук.
Мой фильм «Родные» мы тоже хотим включить в программу: это был мой первый фильм, который я сделал в статусе латвийского документалиста, уже переехав в Латвию. Эти фильмы позволят людям, у которых, возможно, вулкан эмоций внутри, найти и место объединения, и эмоциональную гармонию, и может быть, все это выльется во что-то позитивное, в конкретное, реальное. Потому что необходимо продолжать делать что-то реальное.
Коль скоро мы заговорили о культуре в целом, я вчера вышел из дому, понятно, в каком состоянии (вчера — это первый день начала войны в Украине 24 февраля), я шел по Риге, и на одном из переходов увидел большой рекламный плакат с изображением танцовщика Полунина (представитель провластной российской культуры). Я не хочу лозунгов, но я хотел бы, чтобы люди, которые приходят в кино на наш фестиваль, приняли решение, и этот концерт был бойкотирован, чтобы никто не пришел.
Это очень маленький шажок, слабая краска по сравнению с тем, что происходит в Украине, где гибнут люди, но это тот самый необходимый шаг к тому, чтобы те, кто поддерживают зло, начали понимать, что они в изоляции.
Мне кажется, что сегодня такими малыми действиями можно построить большое противостояние злу. Но это может случиться, если эти маленькие шаги будут делать все, со всех сторон. Я, например, чувствую именно сейчас свою особую ответственность, даже необходимость начинать разговаривать с коллегами на латышском языке. Я ощущаю эту необходимость самому тоже меняться. Мне кажется, что необходимо совершать такие действия со всех сторон, из всех политических противостояний, из разных принципов по направлению друг к другу. Необходима консолидация общества во всех странах.
Я хочу обратить внимание, что теперь в программе Артдокфеста есть две конкурсные программы. Одна программа — это традиционный, эмигрировавший из России конкурс Артдокфест, в котором мы показываем документальные фильмы, снятые на русском языке, фокус на пространство бывшего Советского союза и немного на восточную Европу. Но также есть конкурс «Балтийский фокус», который появился уже за время работы тут, в Латвии.
В прошлом году в нем были представлены фильмы Латвии, Литвы и Эстонии, а в этом году мы включили фильмы тех стран, которые имеют выход к Балтийскому морю. Две латвийские картины у нас являются фильмами открытия и закрытия, это премьера фильма «Моя мать — страна» Иевы Озолини в день начала фестиваля, и премьера фильма Элиты Клявини «Сестры Ильгюциемса» в финале программы. Так что фестиваль с двух сторон огранен мировыми премьерами новых латвийских фильмов.
Кадр из фильма «Моя мать — страна»
В центре программы находится картина, которая включена в оба конкурса, «Этот дождь никогда не закончится» Алины Горловой — украинская картина при участии Латвии, фильм о мире, в котором война становится частью мира. Кино сделано молодым режиссером (Алине нет еще 30 лет), это и кино для молодых, и сделано языком, понятным молодым, в чем-то даже клиповым, образным, не пропагандистским, очень важная картина.
Я хочу отметить, что оба конкурса важны, они равноценны для нас, есть у каждого свой приз: у Балтийского фокуса — Герц, в Артдокфесте — Киноглаз (вертовский). Я хочу быть корректным, как Президент фестиваля вычленять какие-либо фильмы в оценочной категории в публичном пространстве не могу. Но могу сказать, что есть особый взгляд этого года вообще в программе, он заключается в том, что мы практически отказались в этом году от условий привязки конкурса Артдокфеста к факту языка фильма.
Изначально, когда мы только начинали 15 лет назад, принцип был таким — «документальные фильмы, снятые во всем мире на русском языке». Мы постепенно от этого отходили, и например, в этом году у нас в конкурсе картина, уже полностью снятая на польском языке, но она эстетически и по сути очень совпадает с нашими мыслями: о формировании постсоветского общества, сознания, постсоветского человека. И вот по этому своему посылу она очень наша картина, и эта составляющая для нас важнее, чем языковой принцип.
Я хочу на это обратить внимание, потому что если говорить о представительстве в конкурсной программе, то в этом году у нас фильмы из Польши, Германии, Эстонии, Израиля, Франции… Эти фильмы раньше должны были быть на русском языке, а сейчас для отборщиков не это имеет первостепенного значения. Конкурс меняется вместе с меняющейся жизни.
Балтийский конкурс становится полноценным международным конкурсом документального кино, и сразу в этом году мы получили в конкурс картину «Побег», которая впервые в истории премии Оскар вошла в несколько финальных номинаций: лучший зарубежный фильм, лучший анимационный фильм и лучший документальный фильм! Кстати сказать, любопытно, что этот фильм некоторым образом связан с Россией, потому что это история афганского молодого человека, который прошел длинный путь — путешествие из своей страны в Данию, в том числе и через Россию.
Два конкурса, два жюри, и мы можем гордиться теми, кто с нами будет работать. В конкурсе «Балтийский фокус» решения будут принимать шведский режиссер польского происхождения, неоднократный участник фестиваля, Ежи Сладковский, директор German Film Симона Бауман, и один из редакторов телеканала АРТЕ из Франции Питер Готтшальк.
В жюри Артдокфест: директор фестиваля «Темные ночи» Тиина Локк, писатель, франко-российский Виктор Ерофеев и главный редактор «Новой газеты», лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов. По традиции жюри смотрит фильмы вместе со зрителями, свой вердикт оно назовет 8 марта, после показа фильма закрытия.
Вся программа фестиваля на сайте, там же возле каждого фильма ссылки на билеты.
Евгения Шерменева