logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

85 человек в день

85 человек в день

В последние дни вблизи Беларуси Польша задержала около 350 человек, пересекших границу незаконно. Ждет ли Польшу литовский сценарий лукашенковского «шантажа иммигрантами»?

Самую большую группу иностранцев польские пограничники задержали в минувшую субботу — 85 человек, в основном граждане Ирака и Афганистана. По статистике польской Погранслужбы, с начала года на границе с Беларусью задержан 871 иностранец, тогда как за весь прошлый год таких случаев было 114.

По мнению замглавы Министерства внутренних дел и администрации Польши Мацея Вонсика, причина участившихся в последние дни попыток пересечения польской границы — месть Минска за помощь Варшавы беларусской спортсменке Кристине Тимановской.

Есть и более прозаичная причина. На прошлой неделе Минск отменил авиарейсы из Ирака, а это значит, что иммигранты из инструмента политического шантажа Запада стали угрозой для самого Лукашенко. Новые иностранцы в Беларусь не приезжают, тем временем, в стране, по разным оценкам, находится нескольких тысяч иммигрантов, которые не хотят или не могут вернуться домой, и в то же время не могут продолжить путь на Запад.

«Сегодня непонятно, что с ними делать. Поэтому Лукашенко пытается использовать коридор, который еще не успели закрыть, то есть Польшу, чтобы избавиться от проблемы на своей территории», — считает живущий в Варшаве беларусский политолог Павел Усов.

Почему же Лукашенко с самого начала выбрал Вильнюс, а не Варшаву? Стимуляция потока беженцев через Литву значительно проще. «Это единственная часть границы Польши, полностью защищенная забором. На других границах такие укрепления либо отсутствовали, либо были демонтированы», — подчеркивает профессор Витольд Клаус, исследователь иммиграции и член правления Ассоциации юридической помощи, занимающейся беженцами. По польской стороне границы имеется широкая распаханная полоса, которая позволяет польским пограничникам легко устанавливать места нелегального пересечения. Немало и натуральных преград, которых нет на литовско-беларусском участке. «Если сравним границу Беларуси с Польшей, у Литвы она просто отсутствует, что сейчас Вильнюс пытается изо всех сил поменять», — говорит Клаус.

К тому же, беларусским властям ближе перевозить иммигрантов из Минска к границе с Литвой, а не с Польшей. «Литва гораздо меньше Польши, и для Литвы такой приток стал политическим шоком. Я думаю, Лукашенко инстинктивно действовал как раз по такой логике», — считает Усов.

Иранкцы: новая группа беженцев для Варшавы

Несмотря на многократное увеличение числа нелегальных иммигрантов на границе с Беларусью, для Польши эти цифры некритичны. Так, в 2013 году в Польше было подано более 15 тыс. заявлений на статус беженца — прежде всего, от чеченцев. «Несколько сотен человек, которые пересекли границу, — это малая группа для нашей страны, у нас больше опыта и практики с иммигрантами, чем в странах Балтии», — считает Клаус.

Тем не менее, до сих пор главными группами беженцев в Польше были жители Кавказа или граждане соседних государств, Беларуси и Украины. От граждан Ирака или Афганистана поступали лишь единичные заявки на международную охрану.

«Увеличение числа афганцев мы стали замечать около года назад. До сих пор через территорию Польши не проходили маршруты их иммиграции. Как правило, граждане ближневосточных стран пересекали южную границу Польши, с Чехией или Словакией, обычно приезжали из Болгарии или Румынии. Но опять же, это были небольшие группы людей», — подчеркивает Клаус.

Усов считает, что у Лукашенко просто не хватит ресурсов, чтобы шантажировать Польшу так, как Литву: «Польшу Минск дестабилизировать безусловно не сможет. Но если поляки не будут жесткими, если дадут слабину и будут принимать мигрантов — то поток усилится», — подчеркивает политолог.

Будет ли шантаж Минска периодическим?

Тем не менее, проблемным для Варшавы может оказаться вопрос размещения иммигрантов. Пока что пограничники проверяют задержанных на Covid-19, устанавливают их личность, страну происхождения и возраст, а затем по решению суда помещают в специальные закрытые охраняемые центры. Однако одновременно в них могут содержаться всего около 600 человек. До сих пор в таких центрах люди надолго «не задерживались»: прежде всего потому, что депортировать гражданина России или Украины в страну происхождения проще, чем иракца. Возможно, чиновникам проще будет признать новоприбывшим один из статусов охраны, чем пытаться вернуть их на родину.

Поэтому Польше следует подумать о расширении охраняемых центров или строительстве новых. Пока что Варшава пытается показать, что граница тщательно охраняется, а Погранохрана с прошлой недели ежедневно рапортует в СМИ о новых задержаниях «нелегалов».

«Эти люди не пересекали бы границу нелегально, если бы границу можно было пересечь на законных основаниях», — подчеркивает Клаус, указывая на прошлогодний приговор ЕСПЧ. Варшава осознанно блокировала подачу документов на статус беженца, не допуская беженцев из Чечни, Сирии и Таджикистана на территорию страны. Возможности ограничила пандемия: Польша закрыла прием прошений о предоставлении убежища на границе всем, за исключением граждан Беларуси.

«А ведь миграционные процессы никуда не делись. Если мы говорим о гражданах Афганистана и Ирака, у Польши моральное обязательство помочь им. Польша принимала участие в войнах в этих государствах, мы просто развалили этим людям их страны», — уверен Клаус.

Так или иначе, пока что иракцы с афганцами создают больше проблем Минску, чем Варшаве. В 40-миллионной Польше иммигранты составляют около 5% населения, и у Лукашенко просто не хватит самолетов, чтобы вызвать такой же кризис, как в Литве.

Игорь Исаев

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.