logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Белорусские беженцы в Литве

Белорусские беженцы в Литве

В июне в литовской прессе появились сообщения о том, что летом oжидается большой поток беженцев из Беларуси и для них строится палаточный городок в Рукле, где находится центр временного содержания. Литовские политики заявили, что уже существующий центр может не вместить всех желающих.

Немного цифр

Литва — ближайший сосед Беларуси, с ней из всех стран ЕС самая длинная граница — 679 километров. По  данным прошлой переписи населения в 2011 году, в Литве жили 45 866 лиц белорусской национальности. В 1988 г. при Литовском фонде культуры создана первая организация гудов (так в Литве издавна называют белорусов), сейчас таких организаций уже 21. Данные переписи населения 2021 года еще не опубликованы, их закончат собирать в июле.

По данным департамента миграции, с 10 августа, когда в Беларуси начались протесты, до 12 января 2021 года выданы 5 739 разрешения временного проживания в Литве. Отклонено только 11 просьб. Но эти цифры мало что говорят о количестве преследуемых режимом людей. Это и сезонные рабочие, и IT-специалисты, и студенты. Политическое убежище за это время попросили в Литве 86 белоруса, их дела постепенно рассматриваются. В конце каждого месяца остаются неразобранные миграцией просьбы, и их число растет.

«Двум людям было отказано в визе. Они воспользовались возможностью попросить убежища, но на самом деле они, скорее всего, ни в каких митингах не участвовали, а просто пересказали то, что прочли в газетах», — говорит руководитель департамента миграции Эвелина Гудзинскайте. 

По словам работника миграционной службы, в отношении иммигрантов сейчас царит такая неразбериха, что иногда трудно назвать точные цифры.

Есть так называемые гуманитарные коридоры — выезд по гуманитарным визам. Литовское посольство ежедневно получает до двадцати запросов по этому поводу, посольство Польши — тоже. До февраля этого года такие разрешения по гуманитарным причинам получили 792 гражданина Беларуси: по данным МВД Литвы, 367 прибыли в Литву, когда прибудут другие, пока неясно.

Руководитель Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте в интервью программе ЛРТ объяснила, что гуманитарные визы выдают гораздо быстрее и легче, потому что их цель — помочь белорусам приехать в Литву.

Срок действия визы до одного года, обычно — 6 месяцев. Это недолго, потому и процесс проверки проще. Прошения поступают от Министерства иностранных дел, которое, общаясь по своим каналам с белорусскими организациями, международными или негосударственными, отбирает людей, o которых точно известно, что они участвовали в митингах, пострадали за политическую деятельность.

Кто живет в Рукле?

Только за одно воскресенье 27 июня пограничники в разных местах задержали 42 нелегальных мигрантов без документов, назвавшихся гражданами Ирака, Сирии, Индии, Марокко, и даже Гамбии и Гвинеи. Всего за тот уикенд задержано более 80 лиц, нелегально перешедших границу в самых разных местах, от Лаздияй до Игналины.

Всего в этом году в Литву из Беларуси пытались попасть около 600 нелегалов. Эта цифра в семь раз выше, чем за весь 2020 год. В прошлом году задержан 81 иностранец. Литва укрепила охрану белорусской границы. Кроме прочих организационных мер, на границу были командированы пограничники из других подразделений, выделены добавочные технические ресурсы. 

В прошлый четверг, 24 июня, президент Литвы Гитанас Науседа выступая в Европарламенте, сказал что проблема эмигрантов из Белоруссии — общеевропейская проблема. В пятницу утром на встрече с журналистами он заметил, что в проблеме мигрантов наряду с привычным южным контекстом (Турция, через которую идет поток сирийцев, курдов, иракцев) появился и восточный контекст. «Без сомнения, этот восточный контекст означает прежде всего аспект белорусско-литовской границы», — добавил он. Совет руководителей европейских государств осудил «любые попытки третьей стороны превратить мигрантов в орудие, преследующее политические цели».

Алесь Крутикин (facebook.com/ales.krutkin)

Алесь Крутикин из Беларуси, он находится в Рукле с 14 января. Всего беженцев из Беларуси, по его словам, сейчас 9 из примерно 80 мигрантов, размещенных в двух корпусах. Живут в комнатах по двое, трое или отдельно. Семьям выделяют отдельную квартирку. Алесь пробыл две недели в карантине. Интервью с ним провели 3 июня, решение объявят 7 июля, потом еще три месяца ждать — может быть, дадут социальную квартиру. До того он будет по-прежнему жить в Рукле. Сосед Алеся Александр переехал в Литву раньше, и уже с марта живет в Вильнюсе. 3 мая было принято решение o предоставлении ему политического убежища, теперь он интегрируется.

Лагерь беженцев в Рукле открыт в 1996 г году. Есть еще один лагерь беженцев, в Пабраде, ближе к белорусской границе, он тоже действует до сих пор. Официально он называется Центр Регистрации, и именно туда поступают все нелегально перешедшие границу, а потом их перемещают в Руклу.

Распорядок жизни такой: из лагеря выпускают на срок до трех суток, если пишешь заявление. С 7 утра до 11 вечера можно выходить без ограничений, в отличие от Пабраде, где выпускали только на 2 часа. Зато в Пабраде кормят, а в Рукле нет. Только 1-го и 15-го числа каждого месяца выдают по 44,80 евро на еду на две недели и средства гигиены. Раз в месяц какую-то еду выдает Caritas или Красный крест.

Алеся в Беларуси задержали в ноябре, записали на камеры его унизительное извинение перед полицейскими. После этого он зашел на сайт белорусского МВД (самоназванного МВД, подчеркивает Круткин ), проверил, внесен ли в базу невыездных. Выяснив, что нет, Алесь купил билет на автобус Минск-Каунас. Границу проехал нормально. Накануне выезда Алесь заболел коронавирусом и в автобусе за два часа сбил температуру, а то бы не пропустили. В Каунасе поскользнулся, ударился головой об угол дома. Его нашли работники общества «Допомога», которая помогает беларусским политическим беженцам. После больницы Алеся определили в Руклу, где он полгода и находится. 

Круткин не без юмора перечисляет несколько «рекордов» белорусской власти, поставленных после августа 2020:  заведено 3000 уголовных дел; очередь сбора подписей за Тихановскую протянулась на 30 км. Чем жестче режим, тем ближе его конец, уверен он. Впрочем, настроение у него часто подавленное, да оно вряд ли может быть отличным, когда друзья в тюрьмах: 12 человек сидит.Покинув Руклу, Алесь планирует проехать автостопом по Европе.

Куда обращаться беженцам?

Нелегально перейдя границу, тоже можно попросить убежища. После прохождения официального интервью с миграцией и пограничниками Литвы о беженцах заботятся волонтеры организации Dapamoga на первых правах — чтобы помочь в адаптации. Есть и анонимные команды помощи, действующие на волонтерских началах. Они оплачивают штрафы на границе, бензин, проживание, еду и т.д. Из 50 человек, нелегально перешедших границу, только трое остались в лагере, остальные были размещены в городских условиях в Вильнюсе.

Томас Чепайтис

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.