logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Микрорайон для незрячих

Микрорайон для незрячих

Поселок Общества слепых — так называется один из микрорайонов Даугавпилса, второго по величине города Латвии. Здесь несколько многоквартирных жилых домов, производственная территория и своя специфичная инфраструктура. А еще — особая атмосфера: местные жители действительно больше ощущают себя жителями поселка, а не города.

Там, где был пустырь

Людмила Борска — инвалид по зрению 3-й группы. Она живет в поселке Общества слепых уже сорок шесть лет. Семь последних возглавляет Совет поселка — общественную организацию, созданную по инициативе самих жителей. «Чтобы можно было делать какие-то проекты и претворять их в жизнь», — поясняет Людмила «Новой газете — Балтия». И проводит небольшую экскурсию.

— Когда-то на этой большой территории размещался завод, где работало больше четырехсот человек — главным образом, инвалидов по зрению, — рассказывает местная жительница. — Они выпускали продукцию, которая использовалась в машиностроении и шла во все уголки СССР. Мой муж здесь был мастером цеха. Выпускалась также оболочка для колбас, упаковочная пленка. Предприятие было прибыльным и могло позволить себе строительство жилых домов для работников.

Так и произошло — было построено восемь многоквартирных домов: четыре пятиэтажки, два четырехэтажных дома и два трехэтажных. Естественно, в первую очередь, квартиры здесь давали инвалидам по зрению. Жилье также предоставлялось специалистам, которые работали на производстве.

По словам Людмилы, Даугавпилсское общество слепых было образовано в 1959 году. Два года назад здесь отмечали его 60-летие, а спустя год — в 2020 году — был 60-летний юбилей улицы Чиекуру, главной поселковой «магистрали».

До начала 60-х годов прошлого века здесь был пустырь и стоял только один частный домик. Но было принято решение отдать эту территорию именно Обществу слепых. Тогда и началось строительство предприятия и поочередно стали появляться жилые дома.

— Последний дом уже в конце 80-х при Горбачеве построили, — подключается к разговору Роман Праневичус — председатель правления Даугавпилсской территориальной организации общества незрячих. — Была такая бригада, которая занималась поиском людей — инвалидов по зрению — по деревням и колхозам и предлагала им приехать сюда. То есть, ребята, переезжайте в город, у вас будет работа на заводе и жизнь в рабочем поселке. В 90-е годы завод в условиях рыночной экономики обанкротился, дома отошли в собственность самоуправления. На этом началась история поселка в таком виде, в каком он есть сейчас.

Движение по ориентирам

Сейчас здесь проживает, согласно декларациям о местожительстве, порядка 1000 человек (на самом деле — меньше), а незрячих и слабовидящих осталось всего 29. Причины убыли естественные — люди стареют и умирают, кто-то переехал в другой район города или в другой город. Бывшие заводские корпуса частично арендуют коммерсанты. Но поселок, тем не менее, остается поселком Общества слепых — и по названию, и по факту.

— Вы, наверное, обратили внимание, что у нас здесь везде желтые металлические трубочки, — продолжает Людмила Борска. — Мы их называем — ориентиры. Здесь все сделано для более комфортной жизни незрячих. Если инвалид по зрению выходит из дома, то он, пользуясь тросточкой, нащупывает эти ориентиры. А если зрение частично сохранено, человек чувствует этот желтый цвет и ориентируется в пространстве. Поэтому люди могут спокойно пройти, например, в библиотеку, в помещение для реабилитации и даже на пляж.

Да-да, здесь есть свой пляж — на небольшом озере Стропака, которое совсем рядом с поселком. Пляж небольшой, но очень уютный. Есть скамейки и столики, места для пикников, чистый песочек на берегу и очищенный от водорослей заход в воду. Каждое лето жители поселка праздную здесь День Нептуна. Да так, что остальные даугавпилчане завидуют.

Реабилитацией незрячих здесь тоже занимается общественная организация. Их обучают самым простым вещам, например, чистить картошку, готовить еду, пользоваться стиральной машиной и другими бытовыми приборами.

— В поселке когда-то была большая библиотека, спортивный зал, расположенные в административном корпусе предприятия, столовая, актовый зал на триста зрительских мест, — вспоминает Людмила. — Инвалиды по зрению всегда активны в жизни. Если природа чего-то лишила человека, что он обязательно найдет себя в жизни — кто-то поет, кто-то рисует, кто-то, не поверите, вышивает, кто-то занимается лепкой. Совет поселка работает со всеми жителями, но в наши кружки — так называемую школу развития — приходят, в основном, инвалиды по зрению. Мы занимаемся изготовлением открыток, восстановлением бижутерии, бисероплетением, изготовлением мыла и т.д. Каждый может найти себе занятие.

Денег нет, но держимся

Роман Праневичус — инвалид по зрению с детства. Он родился в Даугавпилсе, но живет в другом микрорайоне города и в поселке Общества слепых никогда не жил. В Даугавпилсском университете получил степень магистра социальной психологии. Местный филиал Латвийского общества незрячих он возглавил не так давно. Офис этого филиала занимает одну из квартир «поселкового» дома.

— Когда все распалось в советские годы, мы просто стали общественной организацией с очень небольшим бюджетом, — рассказывает Роман. — Сейчас у нас со всего города и ближайших краев в обществе 300 человек. Чем занимаемся? Когда не было пандемии, проводили разные праздники — день белой трости, концерты, у нас есть свой музыкальный ансамбль «Позитив», отдельные талантливые исполнители. Сейчас, в основном, проводим консультации, выдаем людям тифлотехнику — устройства для незрячих и слабовидящих. Например, белые трости. Члены общества также имеют право получать магнитофоны, говорящие приборы для измерения давления, говорящие термометры и глюкометры. То есть, различные приспособления технической поддержки. Все это предоставляет государство и оплачивается министерством благосостояния, как услуга социальной реабилитации. Мы оформляем заказы, отправляем их в Ригу и потом получаем тифлотехнику. В общем, денег нет, но держимся.

Интеграция или резервация?

Роман рассказал, что Общество старается поддерживать в порядке инфраструктуру поселка, предназначенную для незрячих. Например, периодически просят городскую думу восстановить пришедшие в негодность ориентиры, или вкопать новые. С одной стороны, ему нравится, что есть вот такое место в городе, где незрячие себя чувствуют вполне комфортно. Но есть, по мнению главы Общества незрячих и другая сторона медали.

— Все это создавалось в свое время, как резервация для незрячих и слабовидящих, — говорит Роман Праневичус. — В результате, эти люди остаются абсолютно не интегрированы в остальную часть общества. Перебросьте незрячего человека в любой другой район города и — все. Там для него ничего не предусмотрено. Да и сами люди из других районов города, по сути дела, были не готовы в то время встречать незрячих или слабовидящих на улице. То есть, мы вас загнали сюда на окраину города, и — мы вас не видим. Мы вам все дали — завод, инфраструктуру, свой поселок, варитесь, ребята, в своем соку, все отлично. Тут каждый должен делать выводы сам – что лучше. Или жить в резервации, или чтобы весь город был с инфраструктурой доступной для жизни людей с инвалидностью по зрению. Из латвийских городов в этом плане лучше всего в Лиепае. Потому что там мой коллега — председатель Лиепайского общества слепых — был депутатом думы города одно время, причем от правящей партии. И он там добился очень многого в плане доступности среды для незрячих — звуковые светофоры по всему городу стоят и т.д.  А у нас был вообще маразм. Мы однажды добились, чтобы поставили звенящий светофор на одном оживленном перекрестке в Даугавпилсе — на пересечении ул. Валкас и 18 Новембра. Господи, что началось — пошли жалобы на то, что этот светофор мешает жить. То есть, здоровым зрячим людям он мешает жить! Причем, его же можно регулировать — например, чтобы вечером и по утрам в выходные дни он пищал потише, а днем громче. Нет, люди начали заваливать думу письмами — снимите его к такой-то матери. И сняли — не пищит там ничего больше. То есть, иногда встречается нетерпимость некоторых людей.

В Саду ощущений

Однако, Роман Праневичус заверяет, что абсолютное большинство горожан очень тепло относится к людям с особыми потребностями и помогает как Обществу, так и поселку Общества слепых. Людмила Борска это подтверждает и с гордостью показывает нам самый грандиозный поселковый проект — Сад ощущений. Его создание началось в прошлом году.

— Поскольку у людей, лишенных зрения, обостряются другие органы чувств — осязание, слух, вкус, обоняние — мы решили дать им все это почувствовать в полной мере, — объясняет Людмила идею Сада ощущений. — Видите, здесь проложены дорожки — асфальтированная, гравийная, брусчатка и посыпанная красной кирпичной крошкой. Незрячие будут их чувствовать своими стопами. Чтобы подчеркнуть следующие тактильные ощущения и еще вкусовые мы посадили около 30-ти ягодных кустарников — разные виды смородины, малину, ежевику, цидонию, а также плодовые деревья — сливы, груши, алычу. Рядом — альпийские горки. Дорожки обрамляют бархатцы, тюльпаны, гортензии, розы и множество других цветов — это чудесные запахи. Будут также высажены ароматные и лечебные травы.

В Саду ощущений сооружена небольшая концертная площадка, разбиты клумбы, посажены декоративные деревья и кустарники. Проект разработал Совет поселка, а деньги на его реализацию выделило городское самоуправление. Не обошлось и без подарков — зеленые насаждения Саду ощущений дарят общественные организации, разные учреждения и фирмы, просто неравнодушные горожане. И сами жители поселка не остаются в стороне — каждый из восьми поселковых домов внес свой вклад: жильцы собирали деньги и дарили цветы и кустарники для посадки в Саду.

Евгений Павлов

Фото ­­— Михаил Рыжков

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.