logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Вильнюс — Минск: больше года закрытых границ

Вильнюс — Минск: больше года закрытых границ

Между Вильнюсом и Минском меньше 200 километров — это три часа на машине или полтора на скоростном поезде. По данным последней переписи населения, в Литве живет около 48 тысяч белорусов — это третье по численности национальное меньшинство, после поляков и русских. 

Здесь находится Европейский гуманитарный университет, основанный в Минске, но переехавший в Вильнюс в 2004 году, после закрытия белорусскими властями. Многие белорусы, живущие в Литве, привыкли жить фактически на две страны и регулярно ездить через границу. Сначала все изменила пандемия: ограничения и карантин по прибытии. А потом проблем добавили белорусские власти: с 21 декабря Беларусь, формально, из-за пандемии, закрыла границы на выезд. Пересекать наземную границу на выезд белорусам теперь можно только раз в полгода, воздушных границ эти ограничения не касаются. Пользоваться услугами авиаперевозчиков белорусам можно безлимитно. 

Со стороны Литвы в последние месяцы тоже не все так просто. ПЦР-тест на коронавирус и обязательная самоизоляция — таковы правила для въезда в Литовскую республику. 

«Появился любимый человек в Минске, вот и причина»

Миндаугас — литовец, живет в Вильнюсе. Летом, в разгар пандемии, он в фейсбуке познакомился с Вероникой из Минска, у молодых людей завязались отношения. «Как только начались какие-то передвижения, я сразу же поехал в Беларусь, появился любимый человек в Минске, вот и причина», — вспоминает Миндаугас. В июле на несколько недель большая часть ограничений была снята, не нужно было сидеть на карантине по возвращению из-за границы, но в августе их вернули: приезжая из Беларуси в Литву, снова стало необходимо отсидеть 14-дневный карантин. На обратном маршруте, Литва — Беларусь, карантинных мер не вводили до ноября, в ноябре для приезжающих была введена обязательная домашняя изоляция на 10 дней. 

Фото: из личного архива Миндаугаса

Это сложно: 10 дней карантина в Беларуси и еще один карантин в Литве — то есть, просидеть в изоляции нужно большую часть месяца, такое мало кто может себе позволить. По словам молодого человека, в Литве соблюдение карантина проверяют не очень строго, обычно звонят из полицейского комиссариата, спрашивают, где находишься. 

Хотя Миндаугас сейчас работает 90% времени удаленно — из дома, сидеть на самоизоляции столько времени для мужчины не вариант: «У меня есть дела и дети от первого брака, я должен заботиться о них. К тому же, оставаться на карантине в Минске у девушки тоже неудобно, квартира не очень большая плюс ребенок. Если уезжать в Беларусь больше, чем на пару дней, придется брать с собой больше вещей, в том числе технику, документы, необходимые для работы, это не очень удобно».

Зимой правила возвращения в Литву изменились, сначала была введена система с QR-кодами, собирались личные данные, в том числе домашний адрес, номер телефона, страна, из которой приезжаешь, адрес. Нужно было самому звонить в медучреждение, записываться на тест и через какое-то время ехать его сдавать. Позже систему немного изменили: уже в аэропорту все личные данные заносились в базу и сразу на месте приезжающего регистрировали на COVID-тест. А в феврале для таких людей, как Миндаугас, ситуации усложнилась еще больше. Стало необходимостью иметь на руках свежий тест, сделанный не позднее, чем за двое суток до прибытия.


«Это очень непросто, так как я прилетаю обычно в пятницу, а в понедельник улетаю. Сделать тест на выходных, особенно в воскресенье, очень проблематично», — говорит Миндаугас.  


Из-за августовских событий в Беларуси молодые люди не могли созвониться по интернету несколько дней — девушка живет в центре города. В те дни приходилось звонить по обычной связи из Литвы, хоть и стоит это недешево. Миндаугас вспоминает: «Беларусь — не Евросоюз, поэтому тарифы получались серьезные. Счет за телефон вырастает в 2-3 раза. Иногда из Беларуси тоже приходилось звонить в Литву, некоторые вопросы приходится обсуждать срочно». 

Без ограничений, уверен Миндаугас, он мог бы ездить каждую вторую неделю. До границы на машине можно добраться за 20-25 минут, а всего дорога до Минска занимает не больше трех часов. С декабря, после фактического закрытия границ, приходится летать на самолете, такая возможность появляется примерно раз в три недели. Вероника еще ни разу не была в Вильнюсе. «Я бы очень хотел, чтобы она приехала ко мне в Вильнюс, сейчас это невозможно: у нее есть греческая туристическая виза, но по ней из Беларуси в Литву попасть нельзя, — сетует Миндаугас. — После свадьбы мы планируем жить в Литве, будем делать вид на жительство, у нее есть сын, и переезжать они будут вместе».

Со свадьбой тоже не все так просто. Запланированное на июнь событие будет в Минске. По все тем же причинам друзья Миндаугаса могут пропустить праздник, если некоторые ограничения не будут сняты. Люди в летний период привыкли выезжать к морю или на озера, одним словом, не сидеть дома. «Это будет слишком большая жертва даже для близких людей — приехать ко мне на свадьбу на 2-3 дня, например, и, вернувшись, сесть на изоляцию на две недели, это трудно, потому что у них тоже есть дети, — говорит Миндаугас. — Я это прекрасно понимаю, и мы это даже не обсуждаем».

«Все ждут и надеются на снятие ограничений»

Любовь до недавнего времени жила в Беларуси. Ее муж — литовец, а у ребенка двойное гражданство. Супруги познакомились около 8 лет назад. Любовь тогда отправили по распределению на стажировку в Молодечно (меньше 100 км от литовско-белорусской границы), а ее будущий муж работал в Вилейке, в 23 километрах от Молодечно — занимался стройкой водоочистных сооружений.

Фото: из личного архива Любови

Вилейка — городок маленький, поэтому мужчине приходилось ездить в город побольше, ночевать в гостинице. Так и познакомились: встретились вечером где-то в городе. “Сначала общались, со временем начали встречаться, а уже потом ездили друг к другу почти каждые выходные”, — вспоминает девушка. Тогда это не было проблемой, пандемии не было и в помине, а закрытие границ из-за политической ситуации сложно было себе представить. 

Даже будучи в браке, супруги не жили постоянно вместе, все так же ездили друг к другу. Когда в семье появился ребенок, пересечение пограничных постов стало проходить еще проще: легковые автомобили с детьми до 3 лет проходят вне очереди. «Мы очень быстро проходили проверку и осмотр как с литовской, так и с белорусской стороны, — вспоминает Любовь. — Оформляли документы и без проблем ехали дальше». 

Любовь переехала в Вильнюс на постоянное место жительства во время пандемии. Сложности и ограничения в передвижении фактически разделили родителей. Границы были закрыты, а это значит, возможность видеться пропала. Но после переезда трудности не закончились: оформление документов — процесс длительный, много дел с документацией и госорганами. При этом есть маленький ребенок, поэтому возникают дополнительные вопросы — например, пребывание с ребенком в больнице в случае какой-то болезни. «У меня гражданство Беларуси, и по моей страховке случай с больницей, например, не покрывается, — говорит Любовь. — У ребенка гражданство двойное, из-за всего этого процесс с бумагами занимал слишком много времени: как класть в больницу и на каком основании, если мать не гражданка Литовской Республики». Времени при таком подходе теряется много, поэтому если ребенок заболевал, девушка садилась в машину и ехала в Беларусь. Там, по ее словам, подобных вопросов не возникало, и время, затраченное на дорогу, окупалось. 

После такого, как фактически единственным способом въезда и выезда из Беларуси стал самолет, проблем прибавилось. Во-первых, сам перелет, потом дорога от аэропорта до центра Минска. Дальше дорога до Полоцка — это еще около 4 часов в междугородней маршрутке, и все это с ребенком. Поехать с мужем возможности нет, так как его работа не позволяет 10 дней сидеть на карантине в Беларуси.

«Нужно 4 часа ехать с ребенком до Минска, добраться с вокзала до аэропорта, долететь, потом еще сделать тест в аэропорту, это занимает не одну минуту, — жалуется Любовь. — И это все с ребенком на руках, это нереально, его не посадишь, чтобы он просто сидел, нужно чем-то занять, а еще багаж, в том числе, коляска». 

Всех этим проблем можно легко избежать, если пользоваться автомобилем или скоростным поездом. Он, к слову, идет через Молодечно, оттуда до Полоцка на таком же скоростном поезде около 2.5 часов. При этом время пересадки около получаса — удобно, а главное, довольно комфортно ехать с ребенком. Но сейчас это не вариант. 

«Даже без пандемии стоял вопрос о переезде, ребенку скоро в детский сад — так часто, как раньше, уже не поездишь». Пока у Любови декретный отпуск, девушка могла бы жить на два города, но скоро такой возможности не будет. Без форс-мажорных обстоятельств после переезда Любовь возвращалась бы в Беларусь минимум один-два раза в месяц — к родителям. Из-за ситуации с границей последний раз девушка была дома в декабре: «С родителями созваниваемся каждый день или через день, они очень скучают по внуку, по мне. Конечно, не очень нравится эта ситуация, и все ждут и надеются на снятие ограничений».

«Мне ответили, что не могут пропустить меня в Беларусь»

Настя в этом году заканчивает учебу в Европейском гуманитарном университете на программе Европейское наследие. Девушка родом из Витебска (север Беларуси, 350 км до Вильнюса). Будучи еще в школе, планировала учебу за границей, в Европе: «Не знаю почему, хотела сначала в Чехию, но там были проблемы с изучением языка. Из плюсов Вильнюса и ЕГУ — это довольно недалеко от дома». Настя в этом вопросе не одинока: многие молодые белорусы выбирают ЕГУ из-за относительной близости. 

Фото: из личного архива Насти

Когда Настя только поступила, прямого транспорта из Витебска до Вильнюса еще не было. Приходилось добираться до Минска около 3 часов, а потом на автобусе в Вильнюс еще около четырех с половиной — дорога занимала почти весь день. Сейчас же из Витебска ездит маршрутка, добраться можно без пересадок за 7-8 часов, в зависимости от ситуации на границе. На первом курсе, по словам девушки, домой она ездила часто, каждый месяц — на полную адаптацию в новом месте требовалось время.

Позже, уже на втором курсе, появились друзья и нашлась работа, домой Настя ездила, но уже реже. В середине 2019-го Настя уехала по программе обмена в Португалию на один семестр, а вернуться в Вильнюс получилось только через год.

По плану она должна была приехать на зимние каникулы в Беларусь, а уже из Беларуси успеть в Вильнюс на второй семестр. Но время зимних каникул совпало с началом пандемии, в Литве ввели жесткие ограничения и полный локдаун. Приехать в Вильнюс было невозможно: в общежитие не заселяли, да и нельзя было пересечь границу, несмотря на то, что у девушки был вид на жительство. Возможность приехать появилась только летом, но к тому времени девушка уже нашла себе подработку в Витебске, а учеба была дистанционной, поэтому решила остаться дома.

По плану она должна была приехать на зимние каникулы в Беларусь, а уже из Беларуси успеть в Вильнюс на второй семестр. Но время зимних каникул совпало с началом пандемии, в Литве ввели жесткие ограничения и полный локдаун. Приехать в Вильнюс было невозможно: в общежитие не заселяли, да и нельзя было пересечь границу, несмотря на то, что у девушки был вид на жительство. Возможность приехать появилась только летом, но к тому времени девушка уже нашла себе подработку в Витебске, а учеба была дистанционной, поэтому решила остаться дома.

Осенью Настя все-таки приехала в Литву, все надеялись, что какие-то ограничения снимут и будет возможность вернуться на лекции и пары хотя бы частично. По прибытии пришлось отсидеть двухнедельный карантин. А еще через две недели девушка решила вернуться в Беларусь — ограничения не сняли, более того, собрались ужесточить. Чтобы не сидеть на самоизоляции, Настя забронировала маршрутку, но добраться ей удалось не дальше белорусского погранпоста:


«Пропустили всех пассажиров с которыми я ехала, это были в основном дальнобойщики — они прошли без проблем. Меня одну оставили, стали смотреть мои документы, спрашивали, что я делаю в Вильнюсе, я сказала, что учусь. Мне ответили, что не могут пропустить меня в Беларусь».


Сославшись на коронавирус, Настю оставили в нейтральной зоне, к счастью, пробыла она там недолго — подсадили к мужчине, ехавшему в Вильнюс. Через неделю девушка без проблем прилетела в Минск на самолете. Вопросов с белорусской стороны не было никаких, не нужно было даже делать тест. «Хотя перед посадкой, еще в Вильнюсе, объявили имена студентов, которые были в самолете, мы подошли, и наши документы проверяли как-то отдельно, в тот момент я немного напряглась», — вспоминает девушка. 

Неделю назад Настя вернулась в литовскую столицу — сменить обстановку. Когда в следующий раз девушка приедет домой, пока точно не знает: «Хотелось бы в июле — все-таки заканчиваю учебу, но все зависит от того, найду ли я работу здесь и, конечно же, коронавирус — надеюсь, ограничений уже не будет».

Кому и как можно сейчас попасть в Литву?

Въезжать в Литву из Беларуси можно. Перед въездом на территорию Литвы необходимо заполнить форму и получить QR-код: https://keleiviams.nvsc.lt/ru/form. При себе необходимо иметь результаты теста на Covid-19, сделанного не позднее, чем за 72 часа до момента въезда.

Тест обязателен для всех въезжающих старше 16 лет. В случае въезда на автомобиле можно зарегистрироваться и сделать этот тест в течении 24 часов после въезда на территорию Литовской Республики.

Тест можно не делать:

а) членам экипажа, осуществляющим перевозки пассажиров по международным маршрутам всеми видами транспортных средств;

б) следующим транзитом через Литву;

в) тем, кто выздоровел от инфекции COVID-19, диагностированной на основании положительного теста ПЦР или теста на антитела, если с момента положительного теста до возвращения в Литву прошло не более 90 дней;

г) лицам, полностью вакцинированным вакциной, зарегистрированной в Союзном реестре лекарственных средств после выполнения программы вакцинации;

д) лицам младше 16 лет.

Правила 10 дневной самоизоляции:

1. Разрешается выход на улицу на прогулку в радиусе не более 1 км от места самоизоляции  в защитных средствах, закрывающих нос и рот. Запрещено посещение мест массового скопления людей (подразумевается, что нельзя посещать магазины, а также контактировать с другими людьми);

2. При нахождении по адресу самоизоляции вместе с другими людьми требуется самоизоляция в отдельной комнате, но проживающие вместе не должны изолироваться;

Важно!

Существует возможность сократить время самоизоляции, пройдя тест на COVID-19 (ПЦР) за личный счет не раньше, чем на 7-й день самоизоляции, при получении отрицательного результата теста.

После получения результата PCR теста, сделанного на 7 день изоляции в аккредитованной лаборатории в Литве, его необходимо загрузить по ссылке

Кирилл Толок

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МЕДИАСЕТИ

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.