logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Эксперимент: доктора наук и старшеклассники помогают школьникам на удаленной учебе

Эксперимент: доктора наук и старшеклассники помогают школьникам на удаленной учебе

Когда в прошлом году школы Эстонии перешли на дистанционное обучение, гражданский активист из Нарвы Денис Ларченко, наблюдая за беспомощностью учителей, организовал для них дополнительные курсы, где объяснял компьютерные азы. В этом году поддержка понадобилась уже младшему поколению, поэтому Ларченко собрал волонтеров, помогающих ученикам справляться с учебой.

Когда Денис только открыл регистрацию для школьников и увидел, как они выбирают по несколько предметов, в которых им нужна помощь, он сразу подумал: «Хорошо, но где взять столько ресурсов?» К счастью, на его призыв отреагировали больше 70 волонтеров — и новым людям всегда рады, потому их все равно не хватает. «Самый оптимальный вариант — на одного волонтера по 3 ученика, а их у нас уже 384 человека», — признается Денис. Причиной тому он называет сложную ситуацию, особенно на северо-востоке страны, где многие родители работают посменно, поэтому не могут заниматься с детьми. К тому же, когда ученики находятся в школе, у них есть продленка и они могут попросить о консультации, либо уточнить какую-либо информацию на перемене. В виртуальной школе таких возможностей и персонального подхода становится в разы меньше.

Страдания от мала до велика

Самыми слабыми предметами Денис однозначно называет языки. В начальных классах речь идет сразу о трех — эстонском, русском и, в меньшей степени, английском. С эстонским главная проблема в том, что школьникам не хватает разговорной практики. Именно поэтому Денис изначально выступил с инициативой помочь школьникам.

По его словам, цель всей инициативы — помочь ученикам разобраться в темах, в которых они чувствуют себя менее уверенно, и объяснить то, что дети не смогли или не успели понять, либо постеснялись задать вопрос учителю при всем классе. Человек, у которого есть, например, юридическое образование, сможет помочь с историей и обществоведением, а если появится новый волонтер со знанием химии, то для него всегда найдутся ребята, которым нужна помощь в этой области.

Примечательно, что в команде Дениса есть и пара волонтеров из числа учителей, но больше всего его вдохновляет семиклассник, который вызвался помочь с некоторыми предметами, среди них — эстонский язык. «Я, естественно, спросил, почему он хочет это сделать, а он рассказал, что в прошлом году помогал брату-первокласснику и видел, как сложно тому дается дистанционное обучение. Человек в 7 классе осознает, что помощь сейчас необходима. У меня это вызвало мурашки по телу!» — говорит Денис с нескрываемым восторгом.

Такие же эмоции вызывают у него люди, имеющие докторскую степень, но «отходящие от всего неземного» в плане лабораторий и исследований, которые «спускаются на землю», чтобы помочь детям в рамках своих зон интересов. Что особенно редко встречается в школах — молодые люди из сферы IT, откликнувшиеся помочь с физикой и математикой.

Со всеми волонтерами действует договоренность, что уроки будут занимать 1-2 часа в неделю, однако их всегда может быть больше, если группа учеников попросит. «Я бы не хотел перегружать волонтеров, тут все построено на их желаниях и возможностях», — утверждает Денис. На вопрос, сколько времени он сам посвящает своему делу, тот улыбается, а потом вполне ожидаемо отвечает, что много, правда жестких обязательств по обучению на себя не взял, оставил только функцию координатора действия.

Время новых правил

Опыт прошлого года, когда молодой человек помогал более 100 учителям освоить компьютерные навыки, он оценивает положительно за счет эмоций, полученных от общения с «подопечными». Судя по отзывчивости людей, он понимал, что действительно помог им справиться с новой реальностью. «У меня была одна учительница, с которой мы сидели по ночам, потому что это было единственное время, подходящее и ей, и мне, при этом какие-то вещи она просила очень дотошно объяснить», — рассказывает Денис. А потом эта же учительница пришла на компьютерные курсы уже в Нарвский колледж, где преподает Ларченко.


«Я не критикую работников школ, так как понимаю, какое положение у них сейчас. Большинство учебных заведений не могут привыкнуть к дистанционному обучению, слепленному из ничего. Много времени уходит, например, на оцифровку учебников и материалов», — говорит Денис.


В целом, по мнению Дениса, современная школа находится в стагнации. Роли тех, кто работает в виртуальной или полувиртуальной, то есть гибридной, школе должны в корне измениться. Также, как и роль классного руководителя должна стать более широкой. Кроме того, по мнению Дениса, социальные педагоги должны обучаться дополнительно, так как отслеживать поведенческие особенности учеников в виртуальной среде — не то же самое, как когда в школе учительница видит, что кто-то кого-то бьет или издевается. «Это так не работает, теперь необходимо все отслеживать до микродеталей», — считает Денис и ссылается на недавнее исследование с США, которое показало, что нетолерантность возросла за счет работы в виртуальной среде.

В контексте подростковых вопросов это распространяется и на поведение вне учебы. Денис убежден, что общение младшего поколения между собой становится более конкретным, структурированным и прямолинейным. «У них больше нет конфетно-букетного периода и предложения просто погулять, они четко говорят, чего они хотят», — говорит Ларченко. Школа не адаптирована под поведенческие нормы, которые соответствуют онлайн-среде. Коммуникация действует, но новые правила все равно пора начать вырабатывать. На логичный вопрос, кто и как этим должен заниматься, молодой человек отвечает, что у школ всегда есть несколько советов, в частности советы учителей или учеников, которые могли бы опросить все стороны, чтобы составить свод правил. «Не так, что один учитель требует включения камеры и может поставить кол, если она выключена, а другой не требует», — считает Денис.

Каких учеников мы получим, если школы проигнорируют разработку новых правил? Своеобразных, говорит молодой человек, и смеется. «Я не хочу утверждать, что образование сильно ухудшилось, но взрослое поколение все равно обучает детей по старым методикам, уделяя меньше внимания мягким навыкам», — размышляет Ларченко. Он видит, что автократия, часто присутствующая в учебных заведениях, не подходит к современным реалиям. Необходимо больше заражать энтузиазмом учеников, чтобы они самостоятельно обучались и начали узнавать что-то новое.

Неудивительно, что именно Денис организовал программу помощи школьникам, ведь, как он сам признается, его корыстная цель — показать делом, как можно заработать себе имя. Нарва для него — непаханое поле для идей, потому что, оставаясь в Нарве, надо что-то делать, а с другой стороны, для этого открыты все дороги.

Ольга Линник

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.