logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Делать, лишь бы хавали, не хочется»

«Делать, лишь бы хавали, не хочется»
Фото: Артур Крахмалев (фото из личного архива)

Рэп-баттлы — сравнительно молодой жанр, ставший популярным в 80-е годы прошлого века. До балтийского региона рэп-баттлы докатились позже — примерно к началу 2000-х. В Латвии это небольшая индустрия, четко поделенная по языковому принципу. Кроме того, русскоязычные рэперы часто целятся на Россию, Беларусь и Украину — там рынок больше. С приходом пандемии многим рэперам пришлось нелегко. Мы расспросили двоих исполнителей о том, как выглядит индустрия в Латвии и чем живет во время локдауна. 

«Тогда все писали либо про любовь, либо про район»

Догаут (настоящее имя — Виталий) родился в Риге и занимается рэпом уже 16 лет. Он принимал участие в многочисленных рэп-баттлах, а также помогал организовывать концерты и фестивали по всей Балтии. В детстве Догаут восхищался Эминемом, который «собирал слова, будто бы кубик-рубик, по малейшим частицам, по буквам». Догаута же на написание первых строк вдохновила влюбленность.

Догаут (фото из личного архива)

«Мне было 16 лет, и как, наверное, многих рэп-исполнителей, меня вдохновила безответная лавстори, — вспоминает он. — Хотелось излить душу. По совету друга, когда стало совсем эмоционально тяжело, я пошел на кухню и написал свои первые три куплета, которые и послужили отправной точкой. В то время все было по-другому, не было широкого спектра исполнителей, как сегодня, когда ты можешь слушать трэш от Моргенштерна или высокоинтеллектуальные произведения Оксимирона. Тогда все писали либо про любовь, либо про район и тяжести жизни».

С тех пор прошло много лет. Догаут понял, что настроен заниматься рэпом серьезно и решил развиваться в техническом и содержательном плане. По его словам, достаточно тяжело добиться узнаваемости в локальной индустрии, которая сама по себе не является особо популярной: «Очень тяжело говорить про рэп-индустрию в Латвии, потому что у нее почти нет пульса. Каждые лет пять кто-то пытается возродить интерес, но хватает этого ненадолго. Очень много талантливых ребят —например, как Джонибой — именно из-за этого изначально метят на российский рынок, хотя там намного больше конкуренции. В Латвии пробиться — это однозначно не самое простое дело, особенно при отсутствии капитала или связей».

Догаут (фото из личного архива)

Догаут отмечает, что не хватает площадок. Одной из все-таки существующих и успешных площадок он называет Panda battle, это баттл рэп-лига в Латвии, которая устраивает разные мероприятия и турниры.

«Panda battle — это отличная площадка, чтобы показать себя, — считает Догаут. — До этого были только интернет-баттлы, где ты не видел ни глаз оппонента, ни аудитории, а тут ты можешь улавливать все мелочи, чувствовать реакцию людей. Самое главное, что ты получаешь, — это опыт, который помогает тебе дальше развиваться и в подаче, и в текстах».

«Обычно за теми, кто носит «рэп-шмот», не скрывается ничего дельного»

По мнению Догаута, большей популярности и интересу к баттлам может мешать временами скептическое отношение общества к рэпу в целом. Если бы Догаут не занимался рэпом сам такое долгое время, то тоже, возможно, относился бы к нему с недоверием. Причиной такого отношения, по его мнению, являются те, у кого от рэп-индустрии только «шмот»: «Обычно за теми, кто носит «рэп-шмот», не скрывается ничего дельного. За 16 лет в рэпе я видел много таких «новых звезд», и смотреть на них было стыдно, лично для меня. Важно проводить грань между клоунами в рэпе, которые гонятся только за славой и деньгами, и теми, кто занимается этим, потому что им это искренне нравится и помогает раскрывать себя».

Сам Догаут говорит, его музыкальные вкусы всегда отличались от большинства, за 16 лет в рэпе он никогда не гнался за модными тенденциями и не пытался зарабатывать на музыке. По этим же причинам Догаут не писал новых текстов про пандемию, из-за собственного правила — не читать на повседневно актуальные темы, потому что их обсуждают везде и без того. Он называет это «читерством», поскольку такая актуальная тема находится слишком на поверхности и является чересчур доступной.

Сейчас Догаут готовится к нескольким интернет-баттлам и отмечает, что это «основа рэп-индустрии в странах постсоветского пространства».  Принять участие в таких баттлах может любой желающий, отправив заявку, но в процессе отбора есть судьи, которые оценивают и отсеивают слабых претендентов. Подобные баттлы могут длиться несколько месяцев, на протяжении которых участники получают тему и оппонента в пару. Задачей исполнителя является  как можно интереснее раскрыть тему, показать уровень техники и подачи.

«Лежа на диване, впервые делаешь мир лучше»

Артур Крахмалев родился в Вентспилсе, и именно в этом городе начался его путь в рэп-индустрию. Артур рассказывает, что одним из ориентиров для него был российский рэп-исполнитель Стим: увидев по телевизору его клип еще в подростковом возрасте, Артур вдохновился его подачей и напором.

Артур Крахмалев (фото из личного архива)

«Вообще, стихи я начал писать еще в школе, — вспоминает он. — Во втором классе учительница сказала, что поставит высший балл тому, кто напишет свое четверостишие — вот я и написал. С тех пор на каждое школьное мероприятие я сочинял стихи, и таким образом к 13 годам у меня уже собралось достаточно много стихов. Потом я увидел по телеку клип Стима «Я — рэп» и офигел от исполнения, текста и атмосферы. Я решил, что было бы круто сделать что-то подобное. Чуть позже в одном из дворов Вентспилса я познакомился с ребятами, которые уже были «опытными» в этом деле и записывали дисс на парней с другого района. Я рассказал им, что пишу стихи, и они мне предложили записывать треки вместе с ними».

После этого Артур какое-то время писал в группе, а потом продолжил писать один, получив положительную реакцию от первых слушателей.  Это подогревало его интерес к рэпу и мотивировало записывать треки, делиться ими на онлайн-площадках и форумах, чтобы получить отдачу от слушателей. Артура мотивировал и спортивный интерес: тогда, в 2008 году, в латвийском городке было «круто, если кто-то в разговоре скажет, что у него есть друг или знакомый, который читает рэп».  

В этому году, Артур записал трек «Коронарэп», который набрал больше 16 тысяч просмотров. Трек, который включает в себя фразу «Лежа на диване, впервые делаешь мир лучше», отражает события пандемии: «Я считаю, что когда все катиться в тартарары, у многих людей появляется желание что-то оставить после себя, у творческих людей это проявляется в их творчестве. Хотелось также взбодрить и расслабить людей, так как этот год у многих прошел в напряжении — так и родился Коронарэп».

Сейчас Артура, помимо рэп-баттлов , занимается стэндапом, а еще ведет свадьбы, выпускные и другие мероприятия. Именно эта работа, а не рэп, пока приносит основной доход. Впрочем, Артура это не расстраивает: «Делать рэп, лишь бы хавали, не хочется. Хочется получать отклик от аудитории, чтобы людям нравились треки, чтобы содержание текстов резонировало в слушателях. Желания тупо зарабатывать денег на рэпе нет, хочется быть услышанным и откликаться в музыкальных предпочтениях людей».

Артур говорит, что хотя у него самого в плеере очень много латвийских рэп-исполнителей, которых он искренне считает талантливыми и интересными, многие записывают треки и клипы «в никуда»: «Большая проблема заключается в том, что у нас в Латвии нет так называемого постпродакшна и должного промоушена. Мало кто занимается тем, чтобы познакомить латвийскую аудиторию с местными рэп-исполнителями и представить их треки и клипы, да и сами исполнители редко, когда готовы вкладывать именно в продвижение своей музыки».

Именно этим сам Артур и планирует заниматься в будущем, как только нормализуется ситуация в мире. Он хочет побольше выступать и расширять свою аудиторию на слушателей в России, Украине и Беларуси и заниматься собственным промоушеном. Сейчас Артур также пишет рэп-поздравления на заказ. Например, если кто-то  хочет подарить близкому человеку трек про него, он рассказывает Артуру несколько забавных  фактов о человеке, а Артур создает из этого полноценный трек. Для самого Артура это шанс развиваться и практиковать фристайл, а заодно — зарабатывать на своих треках.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.