logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Агентство» Херманиса — о пандемии, будущем театра и новых ценностях

«Агентство» Херманиса — о пандемии, будущем театра и новых ценностях
Фото: кадр из сериала «Агентство»

В феврале художественный руководитель Нового рижского театра Алвис Херманис опубликовал в Facebook свой «Манифест», тут же вызвавший чрезвычайно широкий резонанс далеко за пределами его родной Латвии. 

А затем вдруг покатилась «новая волна»: разъяснение «Манифеста» все в том же Facebook, которые тут же забанило руководство социальной сети. После чего Алвис был приглашен на встречу к президенту Латвийской Республики! В это же время на интернет-просторы всего мира вышел сериал в постановке Херманиса «Агентство», дублированный на русский и английский языки. 

  Ситуация для Нового Рижского театра (равно как и для всех других) в прошлом марте была весьма печальная: пришлось закрыться. С этого «Агентство» и начинается. Перед нами — рекламное агентство, вполне успешное, которое в начале пандемии стоит перед дилеммой — или закрыться, или делать ужасно неприятные вещи. Директор агентства (Каспар Знотиньш), сидя на пляже в Юрмале, собирает онлайн-конференцию с участием своих сотрудников (их играют ведущие артисты НРТ: Андрис Кейшс, Гуна Зариня, Элита Клявиня, Байба Брока, Вилис Даудзиньш, Ивар Крастс) и сообщает, что все уволены. Кто-то затихает, кто-то переспрашивает: «Не поняли...»

Херманис решил задействовать всю труппу в съемках сериала, который потом предложили публике онлайн. Процесс пошел весьма быстро. Менее, чем за полгода, была рождена идея, написан самим Херманисом совместно с литератором Янисом Йоневсом и артистами театра сценарий, потом состоялись съемки, монтаж и т.д. Тут как раз театр открылся во время пандемийных послаблений, но ненадолго. 

В любом случае, сработал чисто психологический прием, как в сериале: «Хорошо, все остаются, но с урезанием зарплаты почти на треть». Урезание лучше, конечно, чем полная ликвидация. И в этом смысле современный театр сродни рекламному агентству — обе эти инстанции попали, как и многие другие, в труднейшие условия. С другой стороны, современный театр и реклама идут бок о бок, и это вполне нормально. И что дальше, когда все это закончится?

Придумывать постоянно новые идеи, реализовывать их, стараться не повториться, быть оригинальным и непременно первым — все это актуально как и для новаторского театра, так и для прогрессивной рекламы. Тут тебе и «синдром выгорания», и иногда полное отчаяние — все как в жизни и в театре, которые пересекаются постоянно.

Сюжет сериала крутится вокруг исчезнувшей секретарши Марты, которая во время вечеринки в агентстве (все съемки проходили непосредственно в здании театра на улице Миера) исчезает во время собственной свадьбы, а потом присылает всем сотрудникам «смс»: «Идите вы все на...» Секретарша исчезает действительно надолго, появляется инспектор полиции (Евгений Исаев), а затем и сестра Марты по имени Арта (приехала из Японии, где работает моделью, в поисках сестренки).

И здесь невольно, где-то уже во время пятой серии, придет на ум аналогия: исчезнувшая Марта — как образ прежнего театра, ее сестра Арта — как онлайн-символ театр современного. А есть еще и новая секретарша Лива (Лолита Струмане), которая уволена из ведущей латвийской авиакомпании (полетов же нет!) и которая практически ничего не понимает в рекламном бизнесе. Но... волею случая становится новой секретаршей. И является ли это прообразом театра грядущего? Все может быть.

кадр из сериала «Агентство»

Собственно, все начинается как иронический детектив (чем-то напоминает очаровательный российский сериал по великолепному детективу Иоанны Хмелевской «Что сказал покойник?») Но все очень театрально и стильно!

Предупреждаем, что к середине сериала у вас может возникнуть своего рода «стокгольмский синдром». Вы, хоть и дистанционно, но станете частью это артистической семьи (а рекламное агентство — это тоже своя семья, в которой «не без урода»). Как и в театре, здесь все, будто на подводной лодке и зритель — тоже. Сам Херманис сказал журналисту «Новой газеты — Балтия»: «Надо смотреть по серии в день, понемногу, а «экшна» там не будет!» И это действительно затягивает — не только сам сюжет, но полный почти чеховской иронии рассказ, который в иные моменты вдруг поворачивает в такие неожиданные дебри, что уже сами артисты шутят в кадре: «У нас что, начинается мексиканский сериал?» Кстати, среди артистов и Гундарс Аболиньш, играющий владельца агентства, и легенда латвийского театра Регина Разума, которая вдруг играет уборщицу.  

Здесь много неожиданностей и важных для вдумчивого зрителя намеков. Уже в первой серии идет разговор (мимолетно!) о «В ожидании Годо» Беккета (все знают, что в этой абсурдистской классике жанра два героя под деревом ждут некоего Годо, который так и не явится). А явится ли та самая пропавшая секретарша или это нечто навсегда исчезнувшее? А вот досмотрите до конца!

И опять же предупредим, что наиболее важное в этом просмотре на десять часов — как раз не результат, а сам процесс. Но если же все же приходить к некоему результату, то он уже в седьмой серии, когда директор агентства с коллегой открывает в темноте дверь и... все присутствующие (два артиста и онлайн-зрители) попадают в пустой зрительный зал НРТ. Туда, где на сцене играл Михаил Барышников, где каждый год давали до десяти премьер! Теперь тут пустота. И разворачивается длинный и по-настоящему пронзительный монолог в исполнении Каспара Знотиньша о сути театра, его прошлом и будущем. И, кстати, легкая тень великого Ингмара Бергмана, как мне кажется, тут мелькнула — это ему привет от Херманиса. Случайно, что ли, сериал черно-белый?

И во многих моментах сериала, снятого в прошлом году, уже мелькают прообразы фейсбуковсокго «Манифеста» Херманиса. Например, о той самой политкорректности, касающейся широкого спектра вопросов — от вопросов религии до вопросов сексуальной ориентации

Посмотреть сериал можно здесь —  Aģentūra (jrt.lv).

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.