logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Забирают всех, вне зависимости от возраста»

«Забирают всех, вне зависимости от возраста»

​Согласно опросам, люди стали чаще брать бездомных животных во время пандемии. Статистика приютов это подтверждает

Во время пандемии люди по всему миру стали значительно чаще забирать животных из приютов. В Америке в какой-то момент спрос был настолько велик, что животных в приютах просто не хватало для всех. В странах Балтии наблюдалась похожая тенденция: в Литве, Латвии и Эстонии собаки и кошки в период пандемии стали находить новый дом гораздо быстрее, чем раньше. Мы пообщались с представителями приютов, волонтерами и теми, кто за последний год принял животное к себе в семью.


В сентябре 2020 года было опубликовано международное исследование, посвященное взаимоотношениям людей и животных в период пандемии в Великобритании. Более 80% респондентов согласились с утверждением, что наличие в доме домашних животных помогает им справляться с последствиями пандемии. Около 70% из 6 000 опрошенных подтвердили, что домашние животные помогают им быть более активными, а 94% сказали, что собаки и кошки оказывают положительное влияние на обстановку и отношения в семье. Более того, 95% опрошенных не представляют жизни без своих компаньонов в период пандемии. Для сравнения, лишь 5% участников опроса отметили, что их жизнь была бы легче без животного-компаньона. Жители Америки за последний год на 40% чаще брали животных из приютов, а в конце марта 2020 года цифры взлетели до 85%.

Веста Аушкалниене — директор литовского приюта «Lese», в котором живет около сотни котов и собак, рассказывает, что в период пандемии животных стали забирать чаще на 20-25%. Первое время после введения в стране ограничений люди боялись приходить в приют, а количество волонтеров сократилось из-за опасений заразиться. Однако после того, как ограничения в стране ослабили и приют вернулся к почти нормальной жизни, количество желающих взять кота или собаку резко выросло:

— Люди сидят дома, появилось больше свободного времени. Поначалу мы боялись, что животных будут приносить обратно, однако пока с подобными ситуациями мы не сталкивались. У нас забирают всех, вне зависимости от возраста. Это странно, люди обычно хотят взять кого-нибудь помоложе, но именно в период пандемии приют покинули многие пожилые коты и собаки. Конечно, если в приюте появляется породистая собака, то найти для нее новый дом не составляет труда. Породистых забирают вне зависимости от возраста, характера и размера. В основном, конечно, стараются брать собак поменьше, ведь почти все живут в квартире, поэтому найти дом для большой собаки нам сложнее. Если в приют попадает щенок, то мы выбираем из 20 желающих его взять.

Приют «Lese»

Во всех приютах существует система проверки и контроля новых хозяев. Когда человек принимает решение взять животное, он заполняет анкету, общается с представителями приюта и несколько раз встречается с будущим другом. В период пандемии процесс «усыновления» стал сложнее из-за введенных ограничений, но это не мешает людям приезжать и забирать животных. В некоторых случаях, знакомство происходит онлайн, а в приют за животным может приехать лишь один член семьи усыновителей. В литовском приюте «Lese» человек должен прийти на знакомство четыре раза перед тем, как отвезти животное домой. Бывают случаи, когда приют отказывает в усыновлении, если видит, что человек не готов взять на себя ответственность по уходу за животным. Например, если люди ищут собаку-сторожа, которая очевидно будет сидеть на улице на цепи. В таких случаях приют отказывает заявителю.


Из-за ограничений ни в Литве, ни в Латвии, ни в Эстонии приюты не могут принимать на работу новых волонтеров.


Для того, чтобы начать помогать приюту, волонтер должен пройти обучение, которое невозможно организовать дистанционно. Сейчас приюты могут рассчитывать лишь на тех волонтеров, которые уже работали с ними до пандемии. Раса и Эрика, волонтеры приюта «Lese», работают там уже около 3 лет, поэтому и сейчас регулярно посещают приют и помогают сотрудникам выгуливать собак, чистить вольеры, ухаживать за животными и вести коммуникацию в социальных сетях приюта. Девушки говорят, что работа в приюте за последний год почти не изменилась — разница лишь в том, что теперь необходимо носить маски и сохранять дистанцию. Раса говорит, что в самом начале пандемии было сложно: «Мы не знали, как будет выглядеть наша работа и с чем нам придется столкнуться. Но сейчас мы уже понимаем, что живем в период глобальной эпидемии, нам нужно носить маски, держать дистанцию. К новым правилам пришлось привыкнуть».

Эрика рассказывает, что в приюте зарегистрировано около сотни волонтеров, но в период пандемии активность сократилась. Тем не менее, люди, не являющиеся волонтерами, стали чаще приходить и выводить собак на прогулку.

Директор рижского приюта «Dzīvnieku draugs» Солвита Виба говорит, что после принятия ограничений приют ввел систему посменной работы. Таким образом работники и волонтеры реже встречаются друг с другом и появляется возможность сохранять дистанцию.


В приюте «Dzīvnieku draugs» в зимний период живет более 30 котов, а с наступлением весны количество животных может увеличиться до 60-70.


Кроме того, приют активно участвует в программе стерилизации, которая и сейчас не остановила свою работу. Солвита отмечает, что в течение последних 10 лет животных в латвийских приютах стало меньше. В период первой волны пандемии количество желающих взять из приюта кота увеличилось, но сказать, что от желающих нет отбоя, тоже нельзя.

«У людей появилось больше свободного времени, — говорит она. — Те, кто раньше хотел взять животное, но по каким-то причинам не мог этого сделать, сейчас снова задумались об этом. С проблемой возврата животного в приют мы сталкиваемся редко. С котами проще – с ними не надо гулять и непосредственный уход за ними занимает у людей меньше времени. Мне кажется, что сейчас наше общество уже достаточно хорошо информировано и все более или менее понимают степень ответственности за животное. Бывают случаи, что мы отказываем людям. Обычно это случается, если человек говорит, что у него аллергия на кошек, но он все-таки хочет попробовать. В таком случае мы отдадим животное только после подтверждения врача. Бывали ситуации, когда семья приходила за животным для своего пожилого родственника, которому скучно, но который сам не хочет возиться с котом. Для нас это сигнал о том, что животное может вернуться в приют или снова оказаться на улице».

Несомненно, большинство заявителей заинтересованы в том, чтобы взять не взрослого кота, а котенка. В таких случаях приют выясняет, как много времени человек сможет посвятить животному. Маленькому котенку необходима социализация, которую не сможет обеспечить человек, по 8 часов в день находящийся вне дома. Помимо общеизвестных ограничений приюты сталкиваются с дополнительной нагрузкой из-за необходимости возить животных на анализы Covid-19. Из-за того, что количество волонтеров сокращается, а новых волонтеров приюты обучить не могут, любая помощь приютам просто необходима.

В приюте «Рesaleidja» в Таллинне весной ввели бесконтактное «усыновление», но теперь процесс вернулся в прежнее русло. Директор приюта Йоханна Миедель говорит, что темпы усыновления не изменились. Более того, кошек, взятых из приюта, возвращают не чаще, чем раньше, и это связано исключительно с характером животного, с которым новой семье по тем или иным причинам ужиться не удалось. Администратор приюта Анника рассказывает, что теперь визиты в приют возможны только по предварительной записи. На данный момент в приюте живет 165 кошек и еще 150 находятся на передержке. Собаки в приют тоже попадают, но реже, и жить им приходится во временных домах, которые обеспечивают волонтеры.

— Каждый день количество животных меняется. Я не могу сказать, что люди отдают предпочтение только молодым животным, возраст не имеет значения. На прошлой неделе у нас забрали самую старую кошку, которая уже давно жила в приюте. Волонтеры нам очень помогают – берут животных на передержку, чистят вольеры и занимаются социализацией животных, — рассказывает Анника.

В начале декабря Аиленда Булинджа со своим партнером взяла из рижского приюта «Ulubele» кота. В семье уже была кошка из приюта, но молодые люди хотели взять кого-то ей в компанию. В декабре, в период жестких ограничений, Аиленда наткнулась на фотографии животных из приюта «Ulubele» и положила глаз на черного кота Теодора. Уже через два дня семья отправилась в приют, чтобы с ним познакомиться. Зайти в приют вдвоем возможности не было из-за ограничений, поэтому знакомиться с котом отправился партнер Аиленды. Кот пережил множество операций после того, как его сбила машина, но на момент усыновления был полностью здоров. После того, как двухлетнего Теодора привезли домой, начался процесс адаптации — молодые люди помогали котам подружиться и их усилия не прошли даром: теперь Фибите и Тофу (так назвали Теодора) хорошие друзья.

Фибите и Тофу

Аиленда говорит, что наличие животного в доме в период пандемии несомненно облегчило их жизнь. Очень приятно, когда в доме есть кто-то, кто постоянно дает повод для радости. На Рождество, когда все сидели по домам, появление Тофу стало настоящим подарком. Он оказался очень коммуникабельным котом – общается, приходит спать на колени, много разговаривает. Девушка признается, что ее партнер сначала не хотел брать кота, но теперь и не представляет, как можно жить без животного в доме. Решение взять кота из приюта было единственным вариантом — молодые люди уже давно были волонтерами в «Ulubele»:

Аиленда Булинджа

— Мы гуляли с собаками и помогали приюту финансово, поэтому каких-то других вариантов даже не рассматривали. Зачем покупать, если в мире и так слишком много животных, которые ищут дом? Когда дома тебя кто-то ждет, там всегда хорошая атмосфера и есть ощущение безопасности. Очень важно, что тебе есть о ком заботиться. Теперь нас четверо в семье, два человека и два кота. Иногда кажется, что это мы у них живем, а не они у нас, – шутит Аиленда.

Алина Виршич с мужем взяли кота из «Ulubele» в январе по просьбе четырехлетней дочери. Девочка уже давно просила родителей, но Алина с мужем хотели дождаться момента, когда дочь подрастет. Хотя дочка просила взять котенка, каких-то определенных критериев выбора у Алины с мужем не было. В приюте им посоветовали взять кота постарше, потому что в таком случае уже понятно, каким будет характер животного. Выбор пал на ласкового трехлетнего полосатого кота, которого в семье назвали Петей.

кот Петя

— С появлением кота в доме жизнь однозначно стала интереснее и веселее, — говорит Алина. — Для нас Петя полноценный член семьи. Дочка очень любит с ним играть, в ее обязанности входит кормить кота, а это развивает чувство ответственности у ребенка. Одной из причин появления кота в доме было наглядно показать дочери, что надо заботится о животных. Мне было важно показать, как должны складываться отношения между людьми и животными. Мы не одни на этой планете, и важно на примере хотя бы одного кота, привить любовь и уважение к природе и ее обитателям.

У Гинты Лавини и ее партнерши до появления собаки Бусика в семье уже был пес Расти и кошка Тоффи. Расти Гинта взяла из приюта в Дании, а кошку Тоффи с помощью рижского общества помощи животным «Zanimal Hope». Когда в самом начале пандемии в Латвии девушки увидели объявление с собакой из приюта в Даугавпилсе, у которой умерла хозяйка, то решили, что поедут на нее посмотреть и помогут приюту найти для собаки новый дом. Потом Гинта подумала, что могла бы взять собаку для своей мамы, поэтому трехлетнего Бусика забрали из приюта к себе на передержку. Но через какое-то время стало понятно, что Бусик очень прижился в их семье и отдавать его девушки уже не готовы. Новый пес оказался почти копией Расти.

Гинта Лавиня

Гинта говорит, что наличие животных в доме несомненно меняет жизнь к лучшему, в особенности в столь напряженный период пандемии.

— Животные поднимают настроение, за ними можно наблюдать часами, они участвуют во всем, что происходит в доме. Мы не слишком часто занимаемся спортом, но Расти и Бусик ходят с нами в походы, а ежедневные прогулки помогают сохранять физическую активность, – рассказывает Гинта.

Руководитель приюта «Ulubele» Илзе Джонсоне в передаче Rīta Panorāma рассказывает, что в период пандемии животных из «Ulubele» действительно стали забирать чаще. По сравнению с прошлым годом, в этом году новый дом нашли на 200 животных больше. У людей изменился распорядок дня и ритм жизни, это многим позволило обзавестись пополнением в семье. Во многих странах приюты и организации помощи бездомным животным опасаются, что как только ограничения снимут и жизнь вернется в нормальное русло, в приюты вернется часть животных. Однако в странах Балтии такие опасения пока не возникают. Представители приютов говорят, что в этом вопросе люди уже достаточно образованные и сознательные, поэтому вероятность того, что после пандемии их подопечные начнут возвращаться, невелика.

В приютах стран Балтии наибольший скачок усыновлений пришелся на период весны 2020 года, как только были введены строгие карантинные меры. Весной работники приютов часто сталкивались с эмоциональными и необдуманными усыновлениями. Тем не менее, работники приюта, благодаря многолетнему опыту, как правило, способны распознать подозрительные сигналы и без оценки ситуации животных просто не отдают. Иногда на усыновление животных возникали очереди, но к осени ситуация выровнялась и сейчас ажиотаж прошел. Сотрудники приютов говорят, что пандемия негативно сказалась на их работе: ограничения, дополнительные расходы на средства защиты и сократившаяся активность волонтеров. Приютам всегда нужны пожертвования, корма для животных и гигиенические средства, а в период пандемии необходимость в дополнительной помощи только увеличилась.

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.