Сегодня стало известно, что активист Фонда борьбы с коррупцией, основанного Алексеем Навальным, Никита Кулаченков был задержан на Кипре 24 января по запросу России. При этом Кулаченков еще в прошлом году получил политическое убежище в Литве. 12 февраля министерство юстиции должно решить, удовлетворить или нет запрос России об экстрадиции. Во втором случае Кулаченков будет тут же освобожден, в первом – его судьбу решит суд. 10 февраля адвокату сообщили в министерстве, что ответ на запрос об экстрадиции, скорее всего, будет отрицательным.
Адвокат Никиты Кулаченкова Николетта Хараламбиду называет его арест и затянувшуюся процедуру проверки «грубым нарушением европейского и международного законодательства». «Никита был признан беженцем в Литве: Женевская конвенция обязывает всех остальных ее подписантов также признавать этот статус, – говорит адвокат. – К сожалению, когда Никита приехал на Кипр, он как раз появился в системе Интерпола по заявке российской стороны».
По словам Николетты Хараламбиду, в случае с Никитой вступили в конфликт две нормы кипрского законодательства. С одной стороны, будучи членом ЕС и подписав Женевскую конвенцию, Кипр обязуется уважать статуса беженца, предоставленный другим государством ЕС. С другой стороны, если человек, находящийся на территории Кипра, вдруг оказывается объявленным в международный розыск, кипрские правоохранительные обязаны этого человека задержать и отвезти в суд, который решит вопрос о мере пресечения на время проверки. Проверку проводит министерство юстиции и оглашает свое решение на следующем судебном заседании. Даже если в министерстве готовы согласовать экстрадицию, окончательное решение остается за судом.
«Я бы поняла, если бы эта процедура заняла несколько суток, но с 24 января по сегодняшний день – это неприемлемо, – возмущается адвокат. – Мне непонятна задержка в действиях министерства юстиции. У министра уже была возможность изучить ситуацию, понять, что мы говорим о человеке с международным статусом беженца, выданном ему другим членом ЕС, изучить, в чем он обвиняется. Он уже давно должен был решить, что Никиту нельзя выдать России».
Николетта Хараламбиду предоставила министерству все необходимые документы, подтверждающие наличие у Никиты Кулаченкова статуса беженца. Кроме того, литовские власти переслали материалы, свидетельствующие о политическом характере преследования активиста.
«Сейчас Никита содержится в Центральной тюрьме Кипра – в блоке с людьми, чьи дела на стадии судебного рассмотрения, – говорит Хараламбиду. – Многие из них обвиняются в серьезных вещах – убийствах, грабежах – а он не совершил никакого преступления, очевидно, что он преследуется российскими властями по политическим мотивам».
В России Никита Кулаченков обвиняется в краже картины Сергея Сотова «Плохой и хороший человек», изъятой в ходе обыска у Алексея Навального летом 2014 года. По версии следствия, картина была похищена с забора города Владимир, куда ее вывесил автор. Вторым обвиняемым по делу проходил Георгий Албуров, который получил наказание в виде 240 часов общественных работ. В апреле 2015 года Никита Кулаченков был заочно арестован решением Басманного суда Москвы.
При этом сам автор работы Сергей Сотов, который вывешивает свои картины на всеобщее обозрение, во время суда заявил, что не имеет претензий к тем, кто их забирает. Он также отметил, что его обманом заставили написать заявление о краже.