Латвийский журналист Вадим Радионов рассказал «Новой газете-Балтия», в чем Youtube лучше телевидения, почему жители Балтии интересуются российскими звездами и каких латвийских звезд будет с удовольствием смотреть и слушать русскоязычная аудитория.
Журналист радио Baltkom Вадим Радионов на протяжении четырех лет вел программу «Без обид» на телеканале LTV7. Латвийское телевидение закрыло программу в рамках оптимизации, поле чего Вадим Радионов с командой начал делать свой собственный проект под названием «И грянул Грэм» на платформе Youtube. В программе журналист из Латвии берет интервью — гостями уже стали Николай Цискаридзе, Владимир Познер, Дмитрий Певцов, Дмитрий Гордон и другие. Сейчас видео канала собирают более ста тысяч просмотров, а в общей сложности канал движется к первому миллиону просмотров.
Раньше вы вели программу «Без обид» на LTV7, но ее закрыли. Стало ли это причиной появления канала «И грянул Грэм» в Youtube?
И да, и нет. Моя программа на телевидении существовала 4 года, после чего она была закрыта в результате оптимизации. После закрытия передачи пришла мысль перейти на Youtube. Рейтинги общественного латвийского телеканала показывают, что там не очень большая аудитория — программу могут посмотреть 10 тысяч человек, ну 20 тысяч человек. Youtube в этом смысле гораздо более перспективная площадка, и идея открыть там свой проект созревала давно. Последний эфир программы «Без обид» был с режиссером Романом Качановым. Мы с ним ехали в машине, и я сказал, что наверное попробую сделать что-то на площадке Youtube. Он стал одним из первых, кто принял участие в проекте «И грянул Грэм» — там режиссер Качанов задавал вопрос нашему гостю, публицисту Станиславу Белковскому.
Я обратился к своим коллегам по радио Baltkom и к Youtube-проекту присоединились и мои коллеги — к примеру, Анна Смирнова, с которой мы часто ведем эфиры на радио. Без Анны ничего бы не получилось, многое движется благодаря ней. Сегодня мы подходим к первому миллиону просмотров — наши видео собирают за 100 тысяч просмотров, одна программа приближается к 200 тысячам просмотров. Это хорошие результаты, которых мы достигли достаточно быстро и без каких-то больших финансовых вложений с нашей стороны — наоборот, мы даже начинаем зарабатывать с монетизации видео на платформе. Так что закрытие программы на латвийском телевидении в какой-то мере мотивировало меня начать действовать быстрее.
Аудиторией вашей программы на LTV7, очевидно, были русскоязычные жители Латвии. Как обстоят дела на платформе Youtube — смотрят ли вас русскоязычная аудитория из Латвии?
В Youtube-проекте мы не делаем ставку на русскоязычную аудиторию Латвии и вообще на аудиторию Латвии. У нас, конечно, много заходов из Латвии пропорционально размеру страны — хотя посетителей много и из России, и Беларуси, и Украины. Хотя и Латвия держит марку — канал посещают тысячи жителей страны. Это более глобальная история. Я считаю, что интереснее работать с большой аудиторией, которая читает и понимает на русском языке. Это же концепция интернета, который безграничен, надграничен. Мы придерживаемся этой тактики — не локализуя.
Гостями вашего канала в основном становятся российские спикеры. Тем не менее, русскоязычные из Латвии — это весомая часть аудитории канала. Как вы думаете, почему жителям стран Балтии — не только Латвии — часто интересны российские спикеры?
Есть ряд спикеров из Латвии, которые интересны глобальной русскоязычной аудитории, но их можно сосчитать на пальцах одной руки — это Раймонд Паулс, Интарс Бусулис и группа Prāta Vētra. Таких спикеров будут слушать независимо от страны, и таких героев можно найти и в Эстонии с Литвой. Безусловно, здесь срабатывает момент, что российские звезды хорошо известны, например, в Латвии, а вот звезд из стран Балтии не очень хорошо знают в России. Классический пример — Юрий Дудь, которого смотрят в том числе и в странах Балтии независимо от того, на каком языке люди разговаривают в своих семьях. Это такая русскоязычная звезда, которая, в общем, объединяет. Россия остается мощным производителем звезд, которые интересны и за пределами России. Как и США создают звезд, которые интересны всему миру. На постсоветском пространстве Россия имеет огромное влияние на медийное поле, и российские звезды остаются интересными на этом пространстве, причем я говорю о звездах самых разных областей — от спорта и науки до каких-то гламурных персонажей.
Вы упомянули Юрия Дудя. Сейчас в Youtube очень много проектов, где у звезд разных масштабов и из разных областей берут интервью — это и программа Юрия Дудя, и «А поговорить» Ирины Шихман, «Нежный редактор», а также ряд других похожих проектов. Ставит ли ваш канал «И грянул Грэм» цель отличаться?
Мы все-таки отличаемся от перечисленных проектов. Мы работаем часто по скайпу, хотя и вживую работаем — например, так мы записывали Владимира Познера. Честно говоря, я не оглядываюсь на другие проекты. Я работаю с интервью более 10 лет, это мое основное направление в журналистике. Меня часто спрашивают, смотрю ли я Дудя, например. Я его не смотрю. Я отдаю ему дань уважения, это большая медийная звезда, но смотреть проект мне не очень интересно — например, интервью Ирины Шихман мне нравятся больше. Тем не менее, сам я работаю без оглядки на каких-то авторитетов профессии, как их модно называть. Тот же Юрий Дудь сумел привлечь миллионную аудиторию к классическому и как считается скучному жанру интервью. Но мы по этому поводу не переживаем — у нас своя история, свои «фишки».