5 декабря в ночной Риге прошел «Марш света против тьмы — за образование на родном языке» —очередная акция партии «Русский союз Латвии» против перевода образования на государственный латышский. Более тысячи ее участников, скандируя лозунги и подсвечивая темноту фонариками, прошли от министерства образования и науки, мимо Сейма — к памятнику Свободы.
Предыдущая акция известного своими пророссийскими симпатиями «Русского союза Латвии» состоялась 5 октября при свете дня и также собрала под тысячу человек. Острие активности РСЛ и сочувствующих общественных организаций направлено против инициативы по «укреплению госязыка в школах нацменьшинств», провозглашенной министром образования Карлисом Шадурскисом осенью 2017 года. Если первые протестные акции были адресованы латвийским госструктурам, принимающим решения в области образования, то после законодательного закрепления инициативы Шадурскиса марши и митинги борцов за русские школы призваны привлечь внимание структур Европейского союза — и прежде всего Европарламента, где депутатское место удалось удержать бессменной руководительнице не представленного ни в Сейме, ни в Рижской думе РСЛ — Татьяне Жданок.
Участники акции собрались к 19:00 у здания МОН с транспарантами, белыми шарами и фонариками, по замыслу организаторов призванными «привнести свет в царство тьмы невежества и отсутствия нормального образования». На профессионально распечатанных плакатах и транспарантах лозунги по-русски: «Латвия — моя страна. Русский — мой язык», «Детей не сдадим!», «Сохраним школы —сохраним язык!», «Нам не все равно!», «Нашим детям — наши школы!», «Сила в правде, Правда за нами!», «Суверенная власть принадлежит народу. Мы народ — Мы решаем». А также по-английски: «We will never forget! We will never forgive!» (Мы не забудем! Мы не простим!), «Stop linguistic genocide!» (Остановить языковой геноцид!), и по-латышски: «Mācīties latviešu valodu — jā! Mācīties latviešu valodā — nē!» (Учить латышский язык — да! Учиться на латышском языке — нет!). Над головами идущих развевались три флага Латвии, столько же российских триколоров, несколько военно-морских андреевских знамен и один флаг Евросоюза.
В голову шествия с транспарантом «Русские школы — наш выбор» организаторы поставили двенадцать детей младшего школьного возраста. Сразу за ними группа барабанщиков, потом остальные — порядка полутора тысяч человек. Во время движения активисты с фонариками скандировали: «Руки прочь от русских школ!» и «Русским школам быть!».
«Новая газета — Балтия» поинтересовалась по ходу шествия мыслями и чувствами организаторов и других участников акции.
Заявитель шествия в статусе физического лица, активист РСЛ и Штаба защиты русских школ Дмитрий Шандыбин пояснил: «Как русский человек, имеющий в Латвии очень давние корни и жену-латышку, считаю, что в стране должно оставаться место для русского языка, в том числе в образовании. Наш политический режим пытается вытеснить русскую этническую идентичность, еще под каким-то геополитическим соусом. Это вызывает у меня возмущение. Я вижу выход в грамотно устроенном билингвальном образовании, в достаточной степени обеспеченном учителями, методиками и учебниками, либо этнические школы с соответствующим языком обучения: польские — на польском, еврейские — на иврите, русские — на русском. Не думаю, что их будет слишком много, но такая возможность должна быть предоставлена».
Президента Общества «Русская община Латвии» Владимира Соколова возмущает то, что «сейчас на наших глазах преподавание всего и везде переводится на государственный латышский, фактически происходит уничтожение русского образования, возникшего задолго до провозглашения Латвийской Республики и существовавшего в независимой Латвии даже после авторитарного переворота Карлиса Улманиса. Подобная политика в сфере образования и культуры не ведет ни к чему хорошему. К сожалению, вступление Латвии в Евросоюз не оправдало ожидания русскоязычного населения на подвижки в этой области».
У медика Ольги Павлович дочка учится в шестом классе: «В ее школе, в основном, русские преподаватели, но 80% предметов уже сейчас преподают на латышском. Если ребенок на контрольной по математике не понял формулировку задания, то это засчитывается как ошибка по предмету, а не по языку. Хотя девочка родилась и выросла в Латвии, а в школе уроки латышского каждый день — мы были вынуждены нанять репетитора по латышскому. По-моему, использование для русских детей той же методики, что и для этнических латышей, в корне неправильно. На уроках латышского надо учить госязыку, но основное образование должно оставаться на родном. Почему я участвую в акци? Потому что детям реально сложно учиться на неродном языке: ломается психика, они становятся нервными и неорганизованными, — в результате портятся отношения с родителями. Большинство известных мне родителей хотят чтобы образование в основном проходило на родном языке, но по каким-то непонятным причинам сложившаяся система преподавания разрушается».
Интересуюсь, как собеседники относятся к соседству латвийского с российскими государственным и военно-морским андреевским флагом. Дмитрия Шандыбин указывает, что на акцию собрались очень разные люди. Но он лично был бы рад, чтобы латвийских красно-бело-красных было побольше. У Ольги Павлович российские флаги не вызывают энтузиазма: «Мы живем в Латвии, и российские флаги могут быть неправильно поняты. Не стоит давать лишний повод для проявления этнократии». Владимир Соколов не видит прямой ассоциации с Россией — скорее, с национальной общностью: «На свои акции армяне не стесняются выходить под армянским флагом, евреи — под флагом Израиля. А с каким флагом выходить русским? Не нравится российский, вот кто-то и пришел с андреевским».
До места митинга на подступах к памятнику Свободы дошли самые стойкие — около пятисот человек, включая детей.
«За ними будущее! Сегодня они учатся сражаться за свои права, за то, что мы не смогли отстоять тридцать лет назад, — поблагодарил детей за участие сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов. И продолжил: — Мы допустили это преступление — чтобы народ был разделен, чтобы были угнетенные. Но у нас еще есть историческое время, чтобы повернуть процесс вспять и обеспечить русской общине страны комфортные и справедливые условия. Мы за то, чтобы учить и пользоваться латышским, но мы никогда не сдадим наш русский язык. Нашим детям — наши школы!»
Собравшиеся подхватили и принялись скандировать лозунг, подсвечивая ночное небо фонариками. В финале состоялось первое публичное исполнение марша протеста «За наши школы — на все века!» К концу митинга перед памятником Свободы оставалось около двухсот человек.
За исключением нескольких деталей, вроде детского авангарда, акция 5 декабря один к одному повторила декабрьский протест двухгодичной давности. Тогда тоже начали у здания минобраза и прошествовали немного за памятник Свободы — к зданию правительства. По горячим следам инициативы Шадурскиса 14 декабря 2017 года РСЛ выдвигала требование вернуться к практике школьной автономии нацменьшинств, имевшей место в межвоенной демократической Латвийской Республике. В этот раз прагматической задачей акции стал сбор подписей под петицией в адрес Европарламента. «Мы готовы вносить петиции, жалобы и заявления в Европарламент, Еврокомиссию и другие структуры ЕС, пока они наконец не обратят внимание на безобразия, происходящие в Латвии. У нового состава Европарламента зубы куда острее, чем в прошлом созыве. Пример Венгрии и Польши, которых вздрючили по полной за неправовые решения, свидетельствует, что стоит стучаться даже в закрытые двери», — пояснил «Новой газете – Балтия» Мирослав Митрофанов.
Многие участники акции оставляли подписи и личные данные в подписных листах. А вот ознакомиться с текстом петиции оказалось невозможно. Ни на одном из сайтов и групп в фейсбуке, указанных организаторами акции, его не оказалось.