logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Деменция — не повод

Деменция — не повод

В Латвии женщину с деменцией не освободили от экзамена по латышскому языку

Переехавший в Латвию гражданин России Кирилл Иванов объявил голодовку: Управление по делам гражданства и миграции обязало его 71-летнюю тещу, страдающую деменцией, сдать экзамен по латышскому языку для получения постоянного вида на жительство. Своей историей мужчина поделился в социальной сети Facebook.

Кирилл Иванов переехал из России в Латвию в 2013-2014 годах вместе с женой и родителями. В этом году семья решила обменять временные виды на жительство в Латвии на постоянные. Теща мужчины страдает деменцией — по закону ее должны освободить от обязательного экзамена по латышкому языку. Однако этого не произошло — несмотря на предоставленные справки от врачей, Инспекция здоровья «не выявила никаких препятствий для изучения языка и сдачи экзамена».

Хроники процесса

В апреле этого года Кирилл Иванов приехал вместе с тещей в больницу «Бикирниеки» к неврологу. После двухнедельного ожидания результатов осмотра женщину направили к клиническому психологу, после — к реабилитологу, который выписывает справку, освобождающую от сдачи экзамена. На необходимые медицинские осмотры ушло около полутора месяцев. Полученные документы в начале мая семья направила в Инспекцию здоровья, которая должна подтвердить освобождение человека от экзамена.

Из инспекции здоровья пришло письмо, в котором у женщины спрашивали, не хочет ли она добавить что-то к уже предоставленным документам. После звонка в инспекцию выяснилось, что эксперт хотел бы кроме официального заключения врачей получить выписку от психиатра, у которого лечится женщина. Семья предоставила и этот документ.

Через неделю во врем встречи с родственниками пациентки лечащий врач женщины рассказала, что эксперт Инспекции здоровья запросил полную историю болезни. Врач отправила восьмистраничный документ в ответ на этот запрос.

В начале сентября Управление по делам гражданства и миграции сообщило семье, что продлевает рассмотрение документов женщины, так как Инспекции здоровья вовремя не предоставила ответ о состоянии ее здоровья.

«Теща живет уже несколько месяцев без документов, с одними копиями извещений о том, что Управление по делам гражданства и миграции продлевает рассмотрение ее дела. То есть по сути 71-летний человек все это время находится в вакууме, без документов это конечно не жизнь а какое-то странное существование, унижающее человеческое достоинство», — пишет Кирилл Иванов.

Семья женщины позвонила эксперту с вопросом, как долго еще Инспекция будет предоставлять свой вердикт Управлению по делам гражданства и миграции. В ответ на это эксперт пообещал сделать это в ближайшее время. Через неделю семья получила документ о том, что препятствий для изучения языка и сдачи экзамена нет.

«Для всех очевидная вещь – что человека 70 лет, с деменцией, с тревожными расстройствами, с уже вполне стандартными для ее возраста старческими болезнями (тоже влияющими на когнитивные функции) научить языку и еще и заставить сдать крайне нервозный экзамен, невозможно», — говорит Кирилл Иванов.

После получения такого заключения семья вновь связалась с экспертом Инспекции здоровья, чтобы узнать, почему было принято такое решение. Оказалось, что в справке врач написал деменция, а лечащий психиатр не написал «деменция», а описал процесс деменции.

«Я снова повез тещу к клиническому психологу, которая должна была выдать уже свежее заключение о том, каково состояние пациентки. Получаю заключение, бегу с ним к лечащему врачу, на основании этого заключения и осмотра пациентки мы получаем еще более неутешительные для семьи результаты – это уже не начальная стадия деменции, а средняя. Со всем этим багажом, мы уже в полном отчаянии обращаемся в Управлению по делам гражданства и миграции», — рассказывает Кирилл Иванов.

В управлении мужчине ответили, что с новыми бумагами от лечащего врача нужно обратиться непосредственно в Управление по делам гражданства и миграции. На основании этих бумаг будет сделан запрос в Инспекцию здоровья. Семья получает бумагу от лечащего врача с диагнозом — деменция. 14 октября семья получает письмо от Управления по делам гражданства и миграции с отказом.

«В нем не учитывались никакие новые обстоятельства и наши более чем серьезные жалобы на то, что вытворял эксперт все лето и часть осени. Нет, нам дают время до 14 ноября — либо убирайтесь, либо получайте временный вид на жительство», — рассказывает Кирилл Иванов.

Временный вид на жительство — выход?

В ответ на запрос «Новой газеты — Балтия» о ситуации с тещей Кирилла Иванова управление по делам миграции посоветовало семье сделать временный вид на жительство для страдающей деменцией женщины.

«Если мнение Инспекции по здравоохранению гласит, что человека не освобождают полностью от сдачи экзамена по государственному языку, этот вывод запрещает нам

выдать постоянный вид на жительство. При этом иностранец имеет право продолжать пребывание с временным видом на жительство», — сообщили в управлении.

Такое предложение Кирилл Иванов называет большим лукавством со стороны миграции. «Захоти я пятилетку временного вида на жительство, я должен положить в банк 15.600 евро. Я не бездонный кошелек, а если бы у меня и были бы такие деньги, просто отдать их миграции? Я бы нашел им лучшее применение. Так что это такая «дурилка» — вроде, ничего такого, пошел да оформил временный документ. Плюс страховка медицинская... В моем понимании менять условия на ходу — это просто возмутительно. Они уже приняли 5 тысяч евро за второй вид на жительство. То есть сейчас это всецело проступки их смежников и их собственная нерасторопность. Но они хотят, чтобы за ошибки их всех, и без того живущих на мои налоги, снова платил я», — пояснил в комментарии «Новой газете — Балтия» Кирилл Иванов.

Мужчина объявил голодовку и публично рассказал свою историю — по его словам, он не видит иного способа привлечь внимание, кроме как вынести обсуждение в публичное поле. Семья написала очередное прошение в Управление по миграции — его будут рассматривать еще месяц. При этом в отказе семье дали тоже месячный срок на то, чтобы теща Кирилла покинула страну ли оформила временный вид на жительство. «Я хочу, даже требую, чтобы кто-то за что-то отвечал, а не отмахивался от меня за мои же деньги, чтобы НАКОНЕЦ появились четкие сроки, ВМЕНЯЕМЫЕ ответы, АДЕКВАТНЫЕ люди дали бы оценку происходящему. Хочу чтобы страна знала героев, живущих на наши деньги, наши налоги, при этом вытворяющих такое», — подытожил Кирилл Иванов.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.