logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Опасные связи депутата Розовой — вопросов больше, чем ответов

Опасные связи депутата Розовой — вопросов больше, чем ответов
Фото: Ирина Розова (Facebook)

Литву будоражит очередной политический «скандал» — на этот раз под шквал критики попала депутат Сейма от партии «Русский альянс» Ирина Розова, которой вменяют в вину поддержание опасных связей с аккредитованными в республике дипломатами из РФ и просьбы, адресованные сотрудникам российской дипмиссии, о финансовой поддержке во время выборов. «Новая газета — Балтия» разбиралась в деталях. 

ДГБ выполняет свою работу

В документе Департамента государственной безопасности (ДГБ) от 2018 года, который был обнародован лишь накануне, подробно говорится о кейсе Ирине Розовой. Ее упрекают в том, что она не сообщила о своих близких контактах с российскими дипломатами. Ключевой момент — обвинение в ведении закулисных переговоров о прямой и непрямой денежной поддержке на выборах. Обвинений со стороны Генпрокуратуры и правления Сейма пока нет. Кстати, исходя из материалов ДГБ, становится ясно, что спикер парламента Викторас Пранцкетис, равно как и сама Ирина Розова, ознакомились с этим документом. Тем не менее первый отказался дать ход этому делу, а вторая все же лишилась доступа к работе с информацией под грифом «секретно». Однако, по утверждению самой Розовой, она и не претендовала на это разрешение.

С другой стороны, позиция ДГБ сводится к тому, что ведомство лишь собирает и предоставляет те или иные сведения, руководствуясь Законом о государственной и служебной тайнах, а политическое руководство уже решает, что с ней делать дальше. Представители госбезопасности не требуют и не требовали инициировать расследование или же предъявить обвинения депутату — они обращают внимание лишь на то, что член Сейма не уведомила ДГБ о связях и переговорах с российскими дипломатами, которые имели место быть, не реагировала на личные предупреждения со стороны сотрудников спецслужб, что в результате и повлияло на рекомендацию, адресованную правлению Сейма, запретить Розовой доступ к работе с засекреченной информацией.

Между тем парламентский комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО) уже инициировал расследование, а оппозиционные депутаты от консервативной партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) настаивают на проведении всестороннего разбирательства на уровне Сейма «о влиянии России на литовских политиков», хотя в последнем открытом отчете ДГБ говорится, что спецслужбы «не фиксируют явных признаков того, что разведки пытаются оказывать влияние на выборы». Отметим, что информация была обнародована в начале февраля 2019 года, то есть уже после упомянутого документа об «опасных связях» депутата Ирины Розовой. 

Сама Ирина Розова утверждает, что не делала ничего противозаконного и просто-напросто совершила ошибку, когда заполняла анкету, предназначенную для тех, кто хочет работать с информацией под грифом «секретно». В этой анкете от 2017 года она указала, что встречалась с российскими дипломатами лишь в рамках официальных мероприятий, за исключением одного давнего случая, когда один из генконсулов пригласил ее на прогулку, но это было так давно, что она даже не помнит его фамилию. Сама партия «Русский альянс» длительное время отказывалась выступить с каким либо заявлением, лишь накануне глава этой политической силы Тамара Лоханкина обнародовала официальное обращение, раскритиковав действия спецслужб. 

«Из вышеупомянутой справки совершенно очевидно, что за членом Сейма Ириной Розовой, начиная с 2011 года, сотрудники госбезопасности вели постоянную слежку. Возникает закономерный вопрос к директору ДГБ Литвы Дарюсу Яунишкису: кто, когда и на каком основании дал службе госбезопасности разрешение на сбор информации о члене Сейма? Слежка за членом Сейма — это не просто подглядывание за тем, чем там эта Розова занимается. Для подобных действий должны быть очень серьезные основания и разрешение прокурора. Последние эпизоды относительно контактов Ирины Розовой с российскими дипломатами относятся к 2014 году, то есть прошло 5 лет. По закону материалы, собранные в результате оперативных действий и не использованные в рамках судебного процесса, если таковой вообще в отношении Розовой предполагался, должны быть уничтожены. Кто, с какой целью и по какому праву хранил эту информацию столько лет, и законно ли вообще использование оперативной информации, не прошедшей экспертизу, к тому же носящей условно-предположительный характер, против человека по прошествии почти 9 лет? Ведь для всего существует срок давности», — сказано в обращении Тамары Лоханкиной, в котором она говорит о явной русофобской подоплеке этого дела, подчеркивая, что основная проблема Розовой — ее фамилия.

Политическая подоплека

Большинство политических сил признают, что ситуация и обвинения в адрес депутата, являющейся членом парламентской фракции правящей партии «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС), очень серьезна, однако пока в этом деле больше вопросов, нежели ответов. В частности, непонятно, почему этот документ всплыл только сейчас, хотя правление Сейма, равно как и ряд депутатов-членов КНБО были ознакомлены с ним еще в прошлом году, а о самих связях даже раньше. Ответ на вопрос, почему о нем не сообщалось ранее — пока покрыт завесой тайны. Лидер партии «Русский альянс» Тамара Лоханкина утверждает, что кто-то восопользовался ситуацией специально. Дело в том, что правящие хотят сместить с должности спикера Сейма Виктораса Пранцкетиса, вменяя ему в вину то, что он скрыл эти материалы. Также есть версия, что подобный документ придали гласности лишь сейчас, желая надавить на правящую коалицию и партию ИАПЛ-СХС, два представителя которой — Рита Тамашунене и Ярослав Наркевич накануне получили портфели министров. Первая возглавила МВД, а второй Минтранспорта. Розова же является их союзником и партнером по фракции, а в преддверие выборов в Сейм, которые пройдут в 2020-м, подобная «реклама» — серьезный удар по имиджу правящих в целом.

Напомним, что в правящую коалицию входят «Союз крестьян и «зеленых» Литвы» (СКЗЛ) под руководством Рамунаса Карбаускиса, а делегат от этой партии Саулюс Сквернялис возглавляет кабинет министров, партия «Порядок и справедливость», ИАПЛ-СХС, а также «Социал-демократическая партия Литвы».

Позиция сторонних сил

У Сейма нет единого мнения относительно оценок действий Ирины Розовой, поскольку описываемые события действительно имели место быть достаточно давно – в 2011 году у власти находились совершенно иные люди, правящее большинство и правительство формировали консерваторы, с 2012 года — социал-демократы, правящие ныне «аграрии» взяли власть только в 2016. Также необходимо отметить, что, говоря об опасных связях и близких контактах с представителями РФ, нельзя не отметить, что восемь лет назад была совершенно иная геополитическая ситуация — Россия не воспринималась как вражеское государство, отношения стран успешно развивались, а высшие руководители государства периодически встречались и вели конструктивные переговоры по разным направлениям двусторонних отношений. После 2014 года контакты были заморожены.

Расследование по кейсу Ирины Розовой — состоится, однако требование консерваторов провести комплексное разбирательство о тлетворном влиянии России на политическую систему не встретило большого энтузиазма в Сейме. Сторонние силы считают, что партия СО-ХДЛ не заинтересована в выявлении правды, но лишь нагнетает страсти и провоцирует излишнюю напряженность, для которой нет должных оснований. С таким мнением выступил глава парламентской Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Гинтаутас Палуцкас.

«Консерваторы часто пытаются смотреть на ситуацию шире и узреть нечто большее там, где, возможно, этого и нет, — сказал он в эфире польскоязычной радиостанции «Znad Wilii», отметив, что соцдемы выступают против инициативы о таком расследовании. — Они [консерваторы] пытаются торговать страхом, поскольку эта торговля страхом, угрозами и другими подобными вещами, к сожалению, тоже является обычной политической практикой», — отметил Палуцкас, подчеркнув, что в последнем отчете ДГБ ясно говорится о фактическом отсутствии российского влияния на литовскую политическую систему.

Политик утверждает, что не стоит искать угрозы на пустом месте, а ситуацию с Розовой необходимо рассматривать как отдельный случай с отдельно взятым депутатом. 

Слово за президентом 

Аналогичного мнения придерживается и президент Гитанас Науседа. Последний призывает не делать из мухи слона, так как сегодня гораздо важнее сохранить стабильность, поддержать нормальную работу правящего большинства и обновленного правительства. Посыл сводится к следующему — кабмин должен работать в штатном режиме. Говоря же об инициативе консерваторов и закулисных играх правящих «аграриев», стремящихся снять с должности спикера Сейма, администрация главы государства настаивает, что расследование не должно скатиться к междоусобице и политическим играм.

«Случай Ирины Розовой — это исключительно вопрос об ответственности самого политика. Для принятия решений у политика есть широкие возможности пользоваться информацией — как публичной, так, в тех или иных случаях, развединформацией. Поиск информации и ее анализ необязательно должен быть прерогативой политика, однако за решения всегда отвечает сам политик. (...) Здесь очень важна политическая мудрость и дипломатический такт, чтобы расследование вело к очищению литовской политической системы, а не превратилось бы в политические игры и потерю стабильности», — говорится в сообщении за подписью группы по коммуникации президента, обнародованном «Литовским радио и телевидением».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.