Анджей, без преувеличения, — кумир тысяч даугавпилчан. Этот парень сумел сделать то, чего до него не удавалось ни одному латвийскому мотогонщику, — завоевал титул чемпиона Европы по спидвею. Сейчас он выступает за местный клуб «Локомотив», в котором начинал делать первые шаги в спорте и из которого однажды ушел, чтобы достичь новых профессиональных высот.
Расскажи, пожалуйста, как ты стал гонщиком?
Спидвей вошел в мою жизнь внезапно, как, наверное, и у любого другого мальчишки в нашем городе. Здесь это один из популярнейших видов спорта, на стадионе собираются тысячи болельщиков. Также и я однажды, еще ребенком, пришел на какие-то соревнования в качестве зрителя. Мне было девять лет. Не помню уже, какая была гонка, но мне все очень понравилось.
До этого я никакими видами спорта не занимался, такой дворовой пацан был, в футбол играл во дворе. Рос без отца, с мамой. И именно мама предложила мне попробовать заниматься спидвеем. Для нее было важно, чтобы я не скитался по дворам и не занимался какими-то глупостями, а чтобы был занят делом.
Мама отвела меня на стадион, где пришлось услышать не очень приятный ответ: слишком маленький для занятий в спортивной секции. Но мне разрешили приходить на все тренировки и гонки.
Два года я приходил на стадион, помогал, мыл технику, убирал боксы— делал всю черную работу. Но мне это нравилось — вся эта атмосфера, компания гонщиков. Мне очень нравился этот вид спорта, хотя раньше я даже на мопеде никогда не ездил. А самой большой моей мечтой было прокатиться на настоящем спидвейном мотоцикле. И в 11 лет я первый раз сел на этот мотоцикл, сразу проехал очень достойно.
И какие были ощущения?
Мне показалось, что не тяжелее, чем на велосипеде ездить.
Ты тогда уже связывал как-то свою дальнейшую жизнь со спидвеем?
У меня не было такой мысли, что спидвэй даст мне какой-то толчок по жизни или поможет реализоваться в материальном смысле. Это была просто игра и большая любовь к этому виду спорта. Я отдавался этому полностью и, понятное дело, мне хотелось достичь какого-то результата. Но никаких таких особенных целей я не ставил.
Годам к пятнадцати я понял, что смогу чего-то достичь в этом виде спорта только усердной работой над собой, над своим физическим состоянием. Понял, что не только умелая езда приносит результат. Тогда же мне стало понятно, что это реальный шанс реализоваться в своем городе, в регионе и стать личностью.
В спидвее, как и в любом другом виде спорта, очень много значит голова. Мало быть подготовленным физически и инвестировать в технику. Начинается сезон, что-то не получается — и у тебя сразу паника. Одна гонка не получилась, вторая — а ты не знаешь, в чем причина. И с этой паникой тебе надо справляться самому — думать и находить решения.
Спидвей — опасный вид спорта, удивительно, что тебя в него привела мама.
Не самый безопасный, конечно, но главное — здесь воспитывается характер. И мама, воспитывавшая меня одна, хотела, чтобы этот спорт дал мне какую-то мужскую закалку, то есть то, чего не могла дать она. И, я скажу, ее план сработал на сто процентов.
А поступление в университет — это был уже твой продуманный шаг?
Да, конечно. Правда, после школы я сделал перерыв — на год, но был уверен, что пойду учиться дальше и получу высшее образование. Может быть, мне это и не пригодится в жизни, но никак не будет лишним для собственного развития.
Как ты рассказываешь своим коллегам-гонщикам из других стран о Даугавпилсе?
Рассказываю, что это тихий, доброжелательный для каждого человека город. Что здесь очень дружно живут люди разных национальностей: латыши, белорусы, поляки, русские, украинцы, литовцы — кого у нас здесь только нет. Поэтому здесь каждый найдет себе родственную душу. Рассказываю, что здесь нет никакой суеты, бешеного движения и бешеных пробок.
Насколько Даугавпилс, на твой взгляд, удобен и интересен для молодых людей, которые хотят здесь реализоваться?
Для молодежи Даугавпилс, в какой-то мере, отстает от Риги и других более крупных городов. Но без молодежи и без желания молодежи работать над собой и над своим развитием все так и останется.
Сейчас молодым людям здесь не очень легко, но при желании добиться успеха и реализовать себя можно в любом городе. Мне кажется, это больше зависит от самого человека, а не от той среды, где он находится.
Я родился в Даугавпилсе, очень люблю этот город, хочу здесь развиваться сам и помогать городу, насколько могу. Главное, чего хочу — мотивировать людей, чтобы они что-то делали в своем городе, в своей стране, а не уезжали за границу. Если есть желание и амбиции чего-то достичь, тогда обязательно все получится. Я считаю жителей Даугавпилса одной большой семьей, мы можем общими силами сделать так, чтобы город процветал.
Ты два сезона провел в Польше, уезжал из Даугавпилса. Связь с родным городом поддерживал в это время?
Конечно, я не терял связи. Мой дом здесь, а то, что я уехал в другой клуб в польскую экстра-лигу, — это просто один из этапов моего развития. Я бы ездил в «Локомотиве» всю жизнь и никуда бы не уходил, но в нашем клубе есть некий предел профессионального роста. Поэтому, если ты хочешь двигаться дальше, приходится идти на такие шаги. В будущем я также планирую выступать в экстра-лиге, но это не значит, что я забуду о Даугавпилсе. Я здесь живу, здесь растет мой ребенок.
В 2017 году ты стал чемпионом Европы по спидвею в личном первенстве. Насколько было трудно завоевать этот титул?
Конечно, было тяжело, но все этапы чемпионата шли у меня так, как, наверное, хотелось бы любому из состава участников. На каждом этапе я попадал в финал, стоял на подиуме, хотя ни один этап не выиграл. Но эта стабильность на протяжении всего чемпионата дала в итоге возможность победить. Я доказал всем и, в первую очередь, самому себе, что я могу и чего я стою. Вся моя работа и работа моих механиков принесла тот эффект, которого мы ожидали.
По сути, я заработал второй по значимости титул в нашем виде спорта — выше только чемпион мира. Поэтому достиг того, чего не смог достичь до меня ни один гонщик из Латвии.
Как отнесся спидвейный мир к тому, что чемпионом Европы вдруг стал гонщик из страны, где никогда не было таких известных грандов спидвея?
Понятно, что перед стартом чемпионата я не был в роли фаворита. Но я показал хорошую, стабильную и качественную езду, и экспертам, предсказывающим другие результаты, пришлось признать, что они ошиблись.
Но нельзя сказать, что я появился из ниоткуда и победил совсем неожиданно. Я уже долгое время выступаю на довольно высоком уровне, просто на тот момент я не был в списке фаворитов чемпионата, так как там принимали участие более опытные и титулованные гонщики. Тем вкуснее и слаще для меня оказалась эта победа.
Почувствовал повышенный интерес спонсоров к своей персоне?
Со спонсорами все довольно сложно. В нашем регионе их практически нет, а в Риге спидвей как спортивную дисциплину мало кто воспринимает. Вот и получается, что, в основном, вкладываешь то, что сам зарабатываешь. Если бы, например, в Польше или в Дании кто-то стал, как я, чемпионом Европы, то следующий сезон у него был бы финансово очень стабилен. А у нас с тем, что я стал чемпионом Европы, меня даже государство никак не поздравило. Хотя, в истории латвийского спидвея это самый высокий результат.
Насколько успех в спидвее зависит от техники, от мотоцикла?
Это очень специфичный вид спорта — здесь не пойдешь в магазин и не купишь себе мотоцикл. Подготовка техники идет всегда параллельно с подготовкой гонщика. Мотоциклы собираются как конструкторы LEGO — где-то купил раму, где-то мотор, где-то сцепление и т. д. Причем каждый мотоцикл собирается под каждого спортсмена индивидуально. Мой механик работает на протяжении всей зимы, делая технику как можно более качественной, чтобы во время сезона было как можно меньше проблем. Я тоже участвую в этом, вместе придумываем какие-то идеи, ищем что можно улучшить.
Ну и многое, конечно, зависит от настроек техники непосредственно на каждой гонке. Все треки разные, а значит, требуются разные настройки.