logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Адам Михник: В Польше идет холодная война

Адам Михник: В Польше идет холодная война

Главный редактор «Gazeta Wyborcza» Адам Михник, польский общественный деятель, диссидент, журналист и один из наиболее активных представителей политической оппозиции 1968—1989 годов, считает, что в настоящее время происходит «путинизация Польши».

Об этом Михник заявил на конференции «Демонтаж коммунизма: чему учат антикоммунистические революции в Европе и посткоммунистическое тридцатилетие», прошедшей в Юрмале в конце мая. Конференция состоялась в рамках проекта «30 лет постсоветской Европы» при поддержке экспертной группы «Европейский диалог», «Балтийского форума», Горбачев-фонда и фондов Фридриха Эберта и Генриха Белля. Проект подразумевает серию конференций, которые пройдут в разных городах и странах с 2019 по 2023 годы. Латвийская — первая из них. Одна из ее секций была посвящена национализму на постсоциалистическом пространстве, в частности, его нынешнему подъему в Польше и Венгрии. Михник говорил по-русски.

Адам Михник считает, что в эпоху тоталитарного строя национализм имел разные лица. Он выделяет демократический национализм  как стремление людей получить право на национальную традицию. Этот вид прогрессивен как фактор протеста. В то же время существовал и национализм Мао Цзедуна и Чаушеску, а также весьма специфическая модель — национализм Сталина, который проявился в его речи против «безродных космополитов». Эта тенденция активизировалась во время падения диктатур. «30 лет назад я пытался предугадать, что будет с нашими странами, и особенно внимательно следил за Югославией, — рассказал Адам Михник, — она служила для меня образцовой моделью. Очень опасный момент был в Восточной Германии: с одной стороны, свобода, демонтаж Берлинской стены, с другой стороны в Ростоке в 1992 году уже били иностранцев, беженцев. Но в Югославии во время диктатуры Тито существовал этакий «тоталитаризм с человеческим лицом». Милошевич первый доказал, что диктатура отвечает на кризисную ситуацию национализмом. Он заявил: «Мы коммунисты с великосербским лицом». Реакцией на это явился такой же этнический национализм в республиках. А в Боснии  даже возник религиозный исламский, пусть мягкий, но фундаментализм».

Адам Михник напомнил, что еще совсем недавно Польша являла собой пример успешной европейской интеграции. «А теперь это «больной человек Евросоюза», — сокрушается он, —сегодня это абсолютно другая страна — впрочем, как и Россия, как и Украина. Но сейчас надо задать вопрос: какова динамика заболевания? В Польше очень специфическая динамика. Во-первых, это стопроцентная поляризация, тотальный внутренний конфликт, внутренняя холодная война». И в этом смысле Михник видит разницу между его родиной и Россией. В российском обществе существует некий условный центр, в Польше этого нет. «На конференции, подобной этой, могут собраться одновременно Юргенс (Игорь Юргенс — председатель совета директоров рейтингового агентства «Эксперт РА», член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, — Новая газета — Балтия), люди из Сахаровского центра и из круга Алексея Кудрина (председатель Счетной палаты РФ – Новая газета — Балтия). В Польше это невозможно. Конца этому мы не видим: международный контекст очень плох. Хотя последние выборы в Европарламент прошли прилично, антидемократические, шовинистические, авторитарные тенденции в Европе очень сильны. В США Трамп. В Великобритании Брекзит. Во Франции Марин Ле Пен на выборах в Европарламент получила больше голосов, чем президент Эммануэль Макрон. Мы наблюдаем национализм нового типа, и он очень опасен. Потому, что это просто криптоним. Его подлинное имя — антидемократический авторитаризм».

Современный польский национализм рождает парадоксальные тенденции, указывает Михник: «Чтобы «возродить» национальную гордость, националисты создают врагов. Кто эти враги? Все. Но вот что интересно: в последнее время мы наблюдаем в Польше антигерманскую пропаганду, на немцев льются оскорбления, антиукраинскую пропаганду — всех украинцев называют бандеровцами, антисемитскую пропаганду, но не видим пропаганды антирусской. Почему? По-моему, наши политики получили сигнал из Вашингтона: «Не мешайте нам!». Трамп хочет найти общий язык с Путиным. И это примечательно, потому что по своей природе партия Ярослава Качиньского (правящая партия «Право и справедливость» — Новая газета — Балтия) — чистокровные русофобы. Или вот еще один момент. «Право и справедливость» — антисемиты. Но у них очень хорошие отношения с Израилем. Почему? Во-первых, потому, что его поддерживает Большой Брат — Соединенные Штаты. Во-вторых, Биньямин Нетаньяху — идеологический близнец Качиньского».

Адама Михника тревожат и авторитарные тенденции в польской политике. «Когда у меня спрашивают, что происходит в Польше, я отвечаю: путинизация страны, — говорит он. — Качиньский подавляет общественные институты и делает это так, как будто он подглядывает за политикой Путина. Моя биография запрещает быть пессимистом. Мне рассказывал мой московский друг Сергей Адамович Ковалев (советский диссидент, бывший председатель Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» — Новая газета — Балтия),  что был такой диссидент Цукерман (Владимир — Новая газета — Балтия), которому во время допросов в КГБ сказали: «С кем ты воюешь? Ведь эта власть еще на 200 лет». На что Цукерман ответил: «Меня не интересуют такие долгие сроки». В этом смысле я думаю, что мы еще увидим что-то новое. И меня очень интересует вопрос, возможен ли экономический рост без демократии, как в Китае. Мне кажется, что этот рост имеет свою границу».

Адам Михник отметил, что видит польскую историю как карикатуру на историю России. «В XIX веке в России спорили славянофилы и западники, — пояснил он. — В Польше это происходит теперь. Я западник, в том числе и в контексте России. Во время дебатов между Сахаровым и Солженицыным я был на стороне Сахарова. И теперь, когда я вижу в Москве бульвар Сахарова, памятник Сахарову, это внушает мне оптимизм».


Справка: Адам Михник родился в еврейской семье, сын коммуниста (деятеля Коммунистической партии Западной Украины), а впоследствии оппозиционера Осии Шехтера и историка Хелены Михник. В 1968 году был арестован и приговорен к трем годам тюремного заключения, освобожден по амнистии в 1969 году. Студенческие демонстрации против его исключения из Варшавского университета в марте 1968 года вызвали волнения, подавленные властями. Это спровоцировало кампанию государственного антисемитизма, из-за которой евреи массово эмигрировали из страны. В 1976—1977 годах Михник жил в Париже. Вернувшись, примкнул к Комитету защиты рабочих, участвовал в создании  подпольного университета гуманитарных и социальных наук под названием «Общество научных курсов», был редактором нескольких оппозиционных печатных изданий. В 1980—1989 годах был советник мазовецкого отделения движения «Солидарность». Неоднократно сидел в тюрьме по политическим мотивам. В 1989—1991 годах был избран в Сейм. В 1989 году создал ежедневную «Gazeta Wyborcza».


 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.