Автор и режиссер: Ольга Столповская
Оператор: Татьяна Столповская, Георгий Полищук
Продюсер: Андрей Сильвестров, Ольга Столповская
Производство: Россия, 2015.
62 мин.
Пароль для просмотра: Lavr2015
В день рождения в загородный дом писателя и его жены — режиссера этого фильма — приезжают друзья и коллеги. Кажется, собираются они там в последний раз — скоро дом будет снесен: по участку пройдет новое шоссе. Проект трассы вывешен в интернете, на нем даже можно увидеть схематично обозначенный дом, где еще недавно собирались Алиса Ганиева, Анна Козлова, Павел Санаев, Сергей Шаргунов, Антон Секисов и другие известные сегодня писатели.
Зальет бетон многополосной трассы «минувших мнений и страстей нетерпеливый хоровод»? Спасет ли слово от тоски реальности? Нет ответа.
Дом как культурный слой эпохи с дыханием, с его несчитанными важными мелочами, крошечным скворечником, литературными спорами. А пока тянутся месяцы ожидания, и где-то в поле, неподалеку вовсю идет стройка... идет и жизнь в писательской семьи. В этой «зоне турбулентности», когда неизвестно, где они проснутся завтра, когда их сотрясают нешуточные драмы, они планируют… усыновить ребенка. Сдают анализы, проходят все круги ада нашей «местной» бюрократии, посещают детские дома. И сомневаются… и в разговорах друг с другом пытаются развеять собственные страхи и сомнения. И даже находят ребенка… Писатель (это Александр Снегирев, в истекшем году ставший обладателем «Русского Букера») продолжает работать — даже когда отключают электричество, пишет, греясь у печи. Здесь не только литература вписывается в реальную жизнь, но и сама замысловатая действительность превращается в литературу. Может быть, оттого, что уходящий год назвали «Годом литературы»?
Фильм Ольги Столповской не только попытка погружения в человеческую «драму жизни», но и опыт диалога с нашей нервной, непредсказуемой реальностью.
Режиссер Ольга Столповская рассказывает о фильме
— Мы решили снять фильм о том, что происходит близко, а не где-то далеко. Не только в глубинке происходят важные события. Но принято считать, что люди такие как мы, просто благополучные, и все. Они не достойны экрана, потому что у них не «киногеничная жизнь».
Мне важно, чтобы каждый фильм расширял пределы киноязыка, важно делать в кино то, что никто еще не сделал. Поэтому я решила рискнуть и сделать фильм о нас самих.
Никаких ограничений у нас не было. Всегда, когда оператор мог быть с нами, наша жизнь проходила открыто перед камерой. И мы ничего не делали специально для съемок, старались привыкнуть к камере, чтобы не замечать ее. Оператор сам решал, когда он снимает, когда выключает камеру.
Для русской литературы главное — душа человека. Предметом литературы являются основные вопросы, волнующие людей, они обеспечивают эту внутреннюю связь человека с литературой. Никто давно не бегает по улицам с пистолетами, основные события происходят во внутреннем мире. И кино я понимаю как движения души. В моем фильме видно как литература рождается из движений души.
Ребенка, о котором идет речь в фильме, взяли другие люди, которые давно стояли в списке на усыновление.
Когда родственники пишут отказ, органы опеки вправе передать ребенка любым претендентам в порядке общей очереди. А мы взяли шефство над одной девочкой, у которой умерла мама…
ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ
Прошлогодние показы продемонстрировали интерес к актуальной документалистике нашей аудитории не только в России, но и в США, Германии, Канади, Израиле, Украине. Количество зрителей в прошлый год достигало 100 тысяч, что не просто сравнимо, но и превышает число зрителей крупного кинофестиваля (например, ММКФ).
Итак, с 3 по 14 января на сайте «Новой газеты» пройдет новый фестиваль документального кино, принцип будет прежним: один день — один фильм. То есть каждая картина будет доступна с 0:00—23:59. Главным партнером нынешнего фестиваля стал «Артдокфест».
Смотрим. Обсуждаем вместе с вами. И нам, и авторам важно мнение зрителей. Его вы сможете высказать в комментариях к материалу.
Нам удалось собрать довольно интересную программу. Многие режиссеры уже знают фестиваль — и охотно дают свои картины.
В этих фильмах время пульсирует своими проблемами, переживаниями, вопросами, болью, надеждами. Оправданными. И не очень.
И еще. В программе оказалось много по-настоящему крупных, интересных героев. Знаменитых. Таких, как Горенштейн и Довлатов, Деген, Ройзман и даже обладатель Русского букера Снегирев. И малоизвестных, которых приближает на расстояние «вытянутой руки» документальный экран. Благодаря им, их человеческой уникальности, талантам и ошибкам, прозрению и падениям, сомнениям и персональной ответственности за себя и за страну со всем ее перманентным абсурдом и приступами мракобесия — никак не убивается последняя надежда: ну а вдруг мы доживем до перемен?
Источник: Новая газета