logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Литовская и Латвийская Национальные оперы обменялись гастролями

Литовская и Латвийская Национальные оперы обменялись гастролями
Фото: пресс-фото

Два главных театра Литвы и Латвии провели обменные гастроли, приуроченные к столетней годовщине со дня образования двух Балтийских республик. В Вильнюсе были представлены два балета и одна опера, такое же количество — в Риге. Осталось теперь порассуждать о качестве.

Все три латвийские постановки «Новая газета — Балтия» имела удовольствие посетить во время их премьер в Риге и может ответственно резюмировать — это весьма достойные спектакли.

В частности, в Вильнюсе Латвийская Национальная опера показала «Фауста» Шарля Гуно в постановке Айка Карапетяна. И нет сомнений, что она вызвала большой резонанс, собственно, как и на родине данной версии. Латвийский режиссер Айк Карапетян весьма удачно придумал неоклассический вариант спектакля, под конец неожиданно выдав совершенно демонический ход, направив со сцены в сторону зрителей освещение, несколько ослепив публику в прямом смысле слова.   

В свою очередь, Латвийский национальный балет показал в Вильнюсе два балета. Это балет для детей и взрослых «Карлсон летает» по мотивам повестей Астрид Линдгрен на музыку Юриса Карлсонса (да, вот такое удачное совпадение — композитор однофамилец героя балета). Главный балетмейстер латвийского балета Айвар Лейманис, ставший и постановщиком «Карлсон летает», предложил весьма симпатичную и веселую неоклассику, а уж танец конфет, с которыми во сне танцует «домомучительница» фреккен Бок — вообще хит сезона.

Что до «Пер Гюнта», то это рижская постановка достаточно известного в мире балета словенского хореографа Эдварда Клюга и она практически совершенна. Здесь сошлось все: великий сюжет Ибсена, гениальная музыка Эдварда Грига, отличное исполнение артистов и смешение всех хореографически жанров (да и сам Клюг — гражданин мира, по-национальности румын, работает в Словении и Германии, впитал в себя все направления).

В Риге Литовская Национальная опера открыла свои гастроли бессмертным творением Джузеппе Верди — «Дон Карлосом», дополнив затем гастроли показами балетов «Чюрленис» и «Пиаф». И, безусловно, самые противоречивые отклики вызвал «Дон Карлос». По версии немецкого режиссера Гюнтера Кремера, эта опера скорее о политических дрязгах и интригах, страсти и любовные переживания отошли на второй план.

Конечно, вызвал эффект появление на сцене флага, столь похожего на украинский. Держа его в руках, Дон Карлос и маркиз ди Поза поют: «Liberta! Liberta!» («Свобода! Свобода!»). С ним и умирают в какой-то больнице (а Дон Карлос изначально в смирительной рубашке, он умирает под капельницей). Постановка, кстати, 2016 года, и, если не знать этого факта, то можно подумать, что дон Карлос — это нынешний Олег Сенцов. Впрочем, если присмотреться, то это не аутентичный украинский стяг, на нем в углу изображен лев — можно допустить, что это старинный флаг Фландрии, о свободе которой повествуется в оперном сюжете.

пресс-фото

Практически у всех не вызывало сомнений, что голоса у литовских артистов хорошие, а местами и просто отличные. А вот режиссура... Но это данность современного оперного жанра (особенно в родной для режиссера Гюнтера Кремера Германии), где главный сейчас в спектакле — режиссер, а уж автор музыки иногда на втором месте. Кстати, живущая сейчас в ФРГ, некогда певица Латвийской Национальной оперы Юлианна Баварская говорит: «Моя подруга очень мучилась с этим постановщиком. Так и не спела, загремела в больницу под капельницу с нервным истощением». Так что не только на сцене, но и в жизни артисты заканчивают под капельницей...

Голоса хорошие — особенно известный приглашенный российский бас Аскар Абдразаков в роли Филиппа II. Отличный болгарский тенор Камен Чанев в роли Дон Карлоса, интересны исполнители роли маркиза ди Позы Еугений Хребтов, Великого инквизитора — Люд Микалаускас. Хороши Виктория Мишкунайте в партии Елизаветты и Эгле Шидлаускайте в роли принцессы Эболи. Отдельной похвалы достойны хор, а также оркестр под управлением Мартина Сташкуса.

Общее мнение: «Солисты все выдающиеся! И действие на сцене не напрягало. В конце концов, всегда можно закрыть глаза, если не нравится, и наслаждаться великой музыкой». Впрочем, знатоки заметили, что режиссер достаточно сурово поработал и над музыкой, сделав купюры. И тут стоит прислушаться к одному из ведущих латвийских музыковедов Ольга Петерсон.

«Заставь примадонну спускаться на высоких каблуках под наклонной плоскости в несколько метров (угол примерно градусов 40). Подними резко певца на стену в два раза выше человеческого роста (предварительно дав ему полежать в течение часа на спине), привяжи там на стульчике покрепче, чтоб не двигался и руками не смел шевелить, и вели с высоты петь важнейшие ариозо и дуэты. Пусть этот спектакль награжден премиями и призами, пусть сто раз признан лучшим, пусть он производит впечатление, но, вот, конкретно такие режиссерские эксперименты над природой певца мне ненавистны. Я уж не говорю о купюрах и о том, что в этой труднейшей опере решили сделать один антракт — это так, мелочи».

На этом фоне балет «Чюрленис» о жизни и смерти великого литовского художника и композитора показался достаточно классическим модерновым спектаклем, в котором объединены видеопроекции с изображением Каунаса и Санкт-Петербурга.

Польский хореограф Роберт Бондара предлагает нам образы Чюрлениса и его Двойника (тут явно есть перекличка с «Чайковским» Бориса Эйфмана, где был такой же подобный ход). Плюс — образ Смерти и демоны в изображении кордебалета, окружившие постель несчастного Чюрлениса, который страдал расстройством рассудка и имел тяжелые отношения с самыми близкими, фигурирующими также в этом хореографическом сюжете (здесь рассматривается история трех его любовей).

Хорошие солисты, но особенно стоит отметить оркестр (дирижер Роберт Шервинкс), который виртуозно исполнял музыку мэтра современной литовской академической музыки Гедрюса Купревичюса.

«Пиаф» — посвящение великой французской певице Эдит Пиаф. По идее итальянского хореографа Мауро Бигонцети, это не пересказ ен биографии, а атмосферная постановка. Будут звучать песни Пиаф и музыка классических композиторов, современников французской легенды — Густава Форе, Мориса Равеля, Дауриса Мийо и Фрэнсиса Пуленка.

Далеко ли от Риги до Вильнюса? И наоборот... Но в любом случае, благодаря этим гастролям культурная прослойка двух государств стала намного ближе друг к другу.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.