6 октября в Латвии пройдут парламентские выборы: гражданам предстоит выбрать состав нового, 13-го Сейма. «Новая газета —Балтия» решила обратиться к первым номерам списков разных партий, чтобы узнать основные пункты их программы, предвыборную стратегию и отношение к текущей политической ситуации.
Часть вопросов одинакова для всех кандидатов, часть — зависит от конкретных фигур.
Партия «Kam pieder valsts» («Кому принадлежит государство») или сокращенно — KPV LV. Дата основания — май 2016 года. Председатель и основатель — актер, шоумен и депутат Сейма Артусс Кайминьш. В предвыборном списке — 115 человек. На вопросы «Новой газеты — Балтия» отвечает кандидат в премьер-министры от KPV LV — присяжный адвокат Алдис Гобземс.
Назовите три самых важных пункта программы вашей партии.
У нас всего 13 пунктов в опубликованной программе, хотя, на самом деле, их больше. Если же говорить о самых важных программных направлениях, то их пять, а не три.
Это государственное управление, налоговая система, сфера юстиции, образование и здравоохранение.
Реформа госуправления предполагает создание компактного управления государством. У нас треть трудоспособного населения, которое платит налоги, сегодня работает в госсекторе. Это очень много. Чтобы сократить количество чиновников, надо делать непопулярные шаги.
В плане налогов, одна из наших целей — сокращение нагрузки на работодателя. У нас очень большие налоги на рабочую силу, поэтому и зарплаты неконкурентоспособные. Чтобы выплатить работнику на руки 1000 евро, работодатель должен реально заплатить 1750 евро. В других европейских странах такого нет, поэтому от нас и уезжают люди туда на заработки. Надо их вернуть.Ну и сама система сбора налогов нуждается в реформировании. У нас очень много налоговых чиновников в СГД, но работают они неэффективно.
В сфере юстиции нам важно избавиться от коррупции и сделать более быстрыми суды. Ведь иностранные инвесторы идут туда, где нет коррупции и все споры решаются быстро и справедливо.
Образование тоже нуждается в реформировании. Сейчас у латвийских школ 122 хозяина — это самоуправления, на территории которых находятся школы. Плюс еще три государственные институции, включая министерство образования. Мы же говорим о том, что образование — это прерогатива государства, вопрос государственной безопасности на всех уровнях: история, патриотизм, язык, конкурентоспособность. Это еще и вопрос эмиграции, так как молодые люди уезжают, чтобы получить образование за рубежом. И потом не возвращаются. На наш взгляд, всю школьную систему надо забрать у самоуправлений и отдать государству. Это было бы логично.
Мы сейчас говорим лишь о государственном образовании, но не о частном. Частный бизнес сам определяет как ему существовать и что делать.
В здравоохранении мы видим два важных вопроса, которые требуют изменений. Первый – цены на медикаменты. Лекарства у нас очень дорогие. Этот вопрос можно решить на законодательном уровне, потому что сейчас в пункте закона о том, кому можно открывать аптеки, ясно видно, что этот пункт написан для конкретных людей.
Второй важный вопрос в здравоохранении касается практики семейных врачей. Потому что профилактическая медицина находится в развитых странах на очень высоком уровне. В нашей же стране медицина держится сегодня лишь на том, что заболевшие люди должны платить большие деньги за свое лечение. Но, по идее, государству нужны здоровые люди. Поэтому надо приложить большие усилия для создания отличной профилактической медицины.
Кто избиратель вашей партии?
Народ. В принципе, сейчас все указывает на то, что мы будем очень серьезным конкурентом для всех политических сил. Наш рейтинг неуклонно и довольно быстро растет.
Как вы считаете, почему избиратели должны проголосовать за вас?
Потому что мы говорим правду про все неудобные вопросы, мы этого не страшимся. И такое чувство, что очень многие люди в Латвии хотят больших изменений. И они понимают, что без таких неординарных личностей, как, например, Артусс Кайминьш, эти перемены невозможны. Кроме того, у нас в партии есть высокого уровня профессионалы в различных сферах: врачи, юристы и т.д.
KPV LV — уже давно не партия одного человека. Это большая серьезная организация, про которую, например, все основные государственные СМИ постоянно говорят, что мы очень опасны. Что, если мы будем у власти, то все — Латвия закончится. И это тоже показатель того, что мы стали очень серьезным соперником той власти, которая существует сейчас.
На какой результат вы рассчитываете на предстоящих выборах?
На 51 процент в Сейме. Вы знаете, когда нет высоких амбиций, нет и результата. Мы, конечно, понимаем: чтобы достичь 51 процента, в Латвии должно что-то произойти. Но у нас будет очень хороший результат. Это уже ясно сейчас. Рост рейтинга нашей партии продолжается в геометрической прогрессии. Так что мы будем одной из самых больших фракций в Сейме, а может, и самой большой.
Как вы оцениваете ход нынешней избирательной кампании?
Позитивно. Например, мы почти ничего не потратили на свою избирательную кампанию — у нас нет особо никакой рекламы, есть только социальные сети. И это доказывает, что в 21-м веке политика меняется, что больше не нужно вывешивать на всех стенах красивые плакаты. Тебе надо просто быть таким, какой ты есть. Я, например, спокойно разместил в социальной сети свой номер мобильного телефона, чтобы каждый мог мне позвонить. Я считаю, что в такой маленькой стране, как Латвия, даже премьер должен быть обычным человеком, таким же как все, чтобы ему могли позвонить люди и поговорить о проблемах, которые надо решать. Не должно быть такой ситуации, что он какой-то большой господин, который не говорит с людьми.
Политики должны быть ближе к людям. Поэтому мы и выиграем, у нас нет в этом плане конкурентов. И нам не нужно тратить большие деньги на избирательную кампанию.
Что касается общей ситуации, то до выборов еще почти два месяца. Думаю, что все самое интересное скоро начнется и партии еще много чего скажут о конкурентах.
Есть ли у вашей партии «красные линии», например, по сотрудничеству с другими политическими силами?
Говорить сегодня о том, с какой партией можно создать коалицию, а с какой нет, — также глупо, как, например, планировать катание на лыжах в Сигулде, скажем, 2 декабря. Никто ведь не знает — будет снег в этот день или нет. Так же и с выборами: надо дождаться результатов, и тогда уже что-то обсуждать.
А красные линии у нас есть, только мы вкладываем в это другой смысл. Для нас красные линии – это коррупция, это мафия администраторов неплатежеспособности, это преступный компонент обязательной закупки в счетах за электроэнергию. То есть, все, что вредит развитию нашего государства.
Что бы вы ответили тем, кто считает вашу партию популистской?
А что означает слово популизм? Все самые значимые словари говорят о том, что популизм — это популярность у народа. У нас уже за полгода до выборов была четкая программа по решению тех задач, которые стоят перед страной. Ни у одной другой латвийской партии таких программ не было до момента подачи списков в избирком. В том числе и у правящих сейчас партий. Они у власти уже много лет и у них нет программы, они не знают, что делать. Так кто из нас популист?