logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Прогресс ради человека или человек ради прогресса?

Прогресс ради человека или человек ради прогресса?

Общаясь с образованными молодыми россиянами, я часто слышу об отчаянии, которое появляется у них в отношении перемен в своей собственной стране: «людям ничего не надо» — имеются ввиду как политико-социальные, так и просто житейские, технические перемены. Чаще всего говорят о представителях среднего и старшего поколений. Это не совсем так: многие из нас хотят перемен — но не тех, о которых грезят молодые столичные горожане.

Каждому человеку уютнее всего жить в обстановке, которая совпала с его детством и молодостью. Именно поэтому многие путают любовь к советской эпохе с ностальгией о заре своей жизни, полной эмоций, сил и чувств. Так было всегда. Но на протяжении всей истории человечества — это десятки тысяч лет — с возрастом на место силе и остроте чувств приходила другая ценность — опыт и знания. Человек в пожилом и даже старческом возрасте сохранял ценность и для социума, и в своих собственных глазах.

Умение пахать, ковать железо, рубиться мечом, справляться с парусом, готовить еду из минимума продуктов передавалось из поколения в поколение. Изменения шли весьма неторопливо. Однако в середине XIX века изменения стали стремительно нарастать — сначала в военном деле, а затем и в гражданской жизни. Если в начале ХХ века в Петербурге и Москве частный извоз осуществлялся на лошадях, то уже во второй половине 30-х годов извозчики практически исчезли с центральных улиц. Профессия исчезла при жизни одного поколения. Знания передавать было некому.

Во второй половине ХХ века этот процесс стал приобретать фантастическую скорость. Всего 30 лет назад люди за деньги брали курсы компьютерного программирования на GWBaisic. Сейчас даже трудно найти людей которые помнят что это за язык. Скорость внедрения нового стало идти так быстро, что люди стали терять нить изменений, они вдруг оказались в чужом мире, с чужими смыслами. Как еще два десятка лет назад заметил эстонский и финляндский журналист Николай Мейнерт, «яйца стали учить курицу».

Быть ненужным человеком

Для очень многих людей старше 50-ти наступило время, когда они физически ощущают себя ненужными. Это касается самых разных вещей. Например, стало мучительно трудно общаться с банками. Всего 20 лет назад можно было спокойно пойти в офис банка и решить с оператором все вопросы. Снять деньги, положить, сделать перевод. Потом появились интернет-банки, и людям вручили бумажные или пластиковые карты кодов. К ним тоже надо было привыкнуть. И вот исчезают физические носители, и надо пользоваться аппликациями в смартфоне. Но у многих людей старше 65 нет смартфонов, потому что им тяжело что-то читать на этих маленьких экранах...

Молодые гики в восторге от наступления эпохи «интернета вещей», но умные чайники и холодильники серьезно мешают жить людям старшего поколения. Они хотят пользоваться стиральными машинами, у которых всего несколько функций, и которые могут не мигать красивыми экранами а просто стирать и выжимать белье.

Машины буквально напичканы электроникой, но это никак не помогает вождению, если ваши навыки сформировались за 30-40 лет совсем иной практики. Вокруг людей выстраивается мир, на них не рассчитанный.

С точки зрения рыночной экономики это понятно: именно молодежь, склонная к приобретению всего нового, и именно стартапы в области IT-технологий могут дать самый быстрый эффект. Пожилые люди, сеньоры не так торопятся обладать новинками и раскидываться деньгами. Из них эти деньги еще надо вытянуть. Но вот беда — в развитых странах постоянно растет число сеньоров, и очень скоро они станут самой большой частью общества. В конечном счете, эта судьба ждет самых молодых сегодняшних гиков...

Нельзя сказать что молодое поколение не думает о том, что предложить старшему. Например одно время появилось множество вариантов «бабушкофонов». У них у всех были аварийные кнопки на задней стенке, что бы одним нажатием послать сигнал SOS врачам и родственникам. И шрифты были большие. Только чтобы можно было читать СМС, пришлось устраивать бегущую строку, а пожилые люди не успевали за ней. Оказалось, что просто телефоны середины нулевых были удобнее и понятнее.

Отдельный вопрос — это потоки информации. Старшее поколение привыкло, что газеты (особенно газеты) дают ответственную информацию. И разные газеты дают разную информацию. Например в СССР, статья про летающие тарелки не могла появиться в рупоре Компартии «Правда», весьма сомнительно — в «Известиях», но публиковалась на целую полосу в профсоюзном «Труде».

За рубежом понимали что «Таймс» и «Сан» — разные издания по степени качества информации. Не случайно был в ходу термин «желтая пресса». И «газетные утки». Сейчас источники полностью размылись. И образованная женщина-библиотекарь, может ссылаться на откровенный фейк, сделанный шутки ради и размещенный в соцсетях как на достоверную информацию из солидного издания. Сеньоры стали чувствовать себя жертвами гигантского лживого розыгрыша, потому что они не понимают, как в новом информационном мире отличать ложь, полуправду и, возможно, правду на 80%.

Прекрасный бывший мир

Хоть как-то поспевать за бесконечными изменениями могут только единицы сеньоров, и поэтому возникает подозрение, что с увеличением их числа произойдет разрыв — чему уже был свидетелем: начнет формироваться среда S2S — «сеньоры для сеньоров», или жестче - «старики для стариков».

В этом мире многое, что пугает молодых людей, старикам привычно. Вы хотите свободного распространения информации? Нам она не очень нужна, если информация не сепарирована — а уж читать между строк мы умеем. Вам нужна автоматизация даже в простейших вещах? Мы прекрасно обойдемся помощью друг друга. Не нужен мне робот-водитель, я хочу заплатить монеты человеку. Вы хотите динамичной онлайн прямой демократии? Я же уверен, что 4 года — это вообще не срок в жизни человека, а только время получения каких то базовых знаний, и следовательно — за выборную монархию образца папской в Ватикане.

Поэтому кризисы: например, если полностью грохнется электроснабжение, нас в массе не страшат. Если опять придется разжигать примусы, топить дровами, чинить старые швейные машинки — именно наши поколения смогут это сделать. Именно вы, молодые, будете в ужасе от случившегося. А мы просто вернемся к тому, что знали с детства. И именно наши навыки окажутся востребованными, мы, старики станем «старейшинами», весьма нужными членами общества.

При этом планка «удобного возврата» постоянно сдвигается. Всего через 30-40 лет забытыми технологиями может стать оплата через интернет-банк. И сегодняшние молодые люди, став пожилыми, как раз будут со вздохом вспоминать удобные интернет-сервисы молодости, как мне приятно вспомнить автомашины с перегазовкой, а моему отцу — их лошадей.
Тупик цивилизации?

Когда «прогрессивная общественность» торопит изменения, старшие поколения в массе чувствуют исключительно перспективу ухудшения своего положения.  Здесь можно закидаться терминами и цифрами — молодые люди не понимают, что сеньорам точно так же, с цифрами и терминами, обещали процветание в 1987, а до этого в 60-ые и т. д.

И, как было сказано выше, начался настоящий прогресс ради прогресса. Бесконечная гонка за новым, из которой выпадают реальные люди, с их чувствами и переживаниями. Но ведь надо понимать, что любой молодой станет старым...

В развитых странах уже пришли к пониманию того, что сеньоры и молодые люди могут стать друзьями и соратниками в прогрессе — социальном и техническом, если их интересы будут совпадать, если сеньоров можно как то интегрировать в социум, сделать нужными. Однако нигде на данный момент это сделать не удалось.

И по мере роста продолжительности жизни, уменьшению рождаемости будет расти доля сеньоров в обществе. И противодействие прогрессу, в том числе техническому, будет нарастать. Сейчас оно еще глухое, подспудное. Но очень скоро может прийти тот, кто спросит: «прогресс ради человека или человек ради прогресса»? И он очень быстро сможет собрать голоса сторонников, которые захотят притормозить бесконечную скачку за новинками к очередному сезону.

Хотя, возможно, это устроит сама природа, начав душить нас в ближайшие десятилетия жарой и топить в бесконечных ливнях. И тогда снова умение остужать воду без холодильника и жить без электрического освещения станут самыми актуальными навыками. навыкамипоколения постаревших гиков.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.