logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Будущее рыбацкого поселка

Будущее рыбацкого поселка

Согласно постановлению правительства, управление поселком Швянтойти теперь перейдет к администрации Паланги. Когда-то порт должен был стать пристанью для рыбаков и важным транспортным узлом на Балтийском море, но этим надеждам не суждено было сбыться. По новому проекту, Швянтойи станет удобным рыбацким поселком и туристической зоной. Вопрос в том, кто за это заплатит.  

Швянтойи —  небольшой приморский поселок в 8 километрах от границы с Латвией и в 12 километрах к северу от Паланги. Население — немногим более двух с половиной тысяч. Когда-то — в шестнадцатом веке — рыбацкий поселок бурно развивался благодаря активности английских купцов, однако в ходе Северной войны был уничтожен шведским флотом.

Восстановление порта началось лишь в середине 1920-х годов, когда город стал частью независимой Литвы. Тогда построили 380-метровый южный и 228-метровый северный молы и широкие входные ворота. Через год здесь появилась набережная и, как свидетельствуют документы, местные рыбаки добывали у берегов Швянтойи до 300 тонн рыбы. Третий этап строительства порта уже для военных нужд начался в 1939 году. После Второй мировой войны в Швянтойи базировался дивизион советских военных торпедных катеров, был установлен маяк, однако сама по себе гавань пришла в упадок.

Попытка перемен

В 2010 году правительство вынашивало серьезные планы по реконструкции морской гавани в Швянтойи. На этой территории должны были появиться пристани и терминалы, Швянтойский порт должен был стать важной транспортной точкой на Балтике и естественным подспорьем Клайпеды, однако амбициозным планам не суждено было сбыться.

В 2011 году дирекция Клайпедского порта, в чьем подчинении пока находится Швянтойский порт, попыталась оборудовать здесь пристань для яхтенных и рыболовных судов. Но в отсутствие заграждений от песчаных наносов и защитных молов вырытый входной канал занесло уже через несколько дней после торжественного открытия, и теперь местные рыбаки вынуждены тащить свои суда волоком, чтобы выйти в море. Тогда работы по очистке канала проводила латвийская компания BGS.

Однако от идеи восстановить здесь судоходство власти не отказались. В конце концов была выбрана более скромная модель: никаких грузовых и пассажирских судов, только небольшие прогулочные и рыболовные. Дирекция Клайпедского порта вновь подготовила план по реконструкции гавани, на сей раз — рекреационной.

Кто заплатит

Литовские власти не планировали восстанавливать порт за свои деньги, а надеялись получить финансовую поддержку от Европейской комиссии (ЕК), но в европейских структурах помогать отказались. Чиновники ЕК объяснили свой отказ тем, что регламент не позволяет им выделять деньги на рекреационные объекты, поэтому инвестиции ЕС из средств, предназначенных для транспортной отрасли, невозможны.

В руководстве Клайпедского порта рассматривали возможность восстановить Швянтойи за свои деньги, однако в правительстве посчитали, что риски слишком велики и массированные инвестиции в Швянтойский порт могут не окупиться. Согласно плану дирекции по реконструкции гавани, общая цена проекта составляет порядка 70 млн евро.

Именно поэтому в конце концов, 28 марта, было принято постановление, по которому управление территорией будущей гавани перейдет к Палангскому самоуправлению. По мнению министра транспорта Рокаса Масюлиса, у последних гораздо больше финансовых возможностей для восстановления порта.

Суть поправок, утвержденных кабмином, которые еще должны одобрить депутаты Сейма, сводятся к следующему: контроль над недействующим Швянтойским портом перенимают власти курортной Паланги, сама же гавань теряет статус государственного объекта, а министерство транспорта и дирекция Клайпедского морского порта, которая формально руководит Швянтойи, передает все рычаги управления Палангскому горсовету.

В то же время в минтрансе четко пояснили, что правительство не рассматривает вариант приватизации, то есть Швянтойский порт останется в собственности государства.

«Палангское самоуправление, став законным владельцем порта, может использовать средства сразу из трех источников финансирования — средства из своего бюджета, средства ЕС и средства Швянтойского фонда поддержки местной рыболовной деятельности. В первую очередь планируется создать инфраструктуру порта, которой сразу могли бы пользоваться рыбаки. После того, как порт будет приспособлен для рыбаков, планируется оборудовать уличные кафе, водные и другие развлечения для туристов», — сказано в итоговых выводах минтранса.

Руководство порта не против

В Клайпеде решение правительства, которое фактически избавило клайпедских портовиков от лишней головной боли, встретили с воодушевлением. В разговоре с «Новой газетой – Балтия» Довиле Рингис, советница гендиректора Клайпедского порта Арвидаса Вайткуса по связям с общественностью рассказала, что, несмотря на рекордный грузооборот и прибыль морской гавани, дирекция порта не готова ввязаться в авантюру по восстановлению Швянтойи.

«Конечно, мы приветствовали шаг по передаче Швянтойского порта самоуправлению, поскольку только благодаря этому появится возможность возродить гавань в качестве маленького рекреационного порта, вдохнуть в него новую жизнь и открыть новые качественные возможности для рыбаков. Как всем известно, дирекции порта не удалось получить средства от ЕС для восстановления Швянтойи. Правительство устанавило для нас высочайшие коэффициенты по возврату капитала, поэтому инвестировать мы можем лишь в те проекты, которые приносят наибольшую финансовую прибыль государству и являются заведомо окупаемыми», — говорит Довиле Рингис.

Она уверена, что возрождение Швянтойского порта привлечет туристов и увеличит занятость населения. Вокруг акватории порта должны появиться кафе, рестораны, магазины и сувенирные лавки. Кроме этого, в Швянтойи должно возрасти число яхтсменов – не только из Литвы, но и из Латвии, Польши и других стран Балтийского моря.

Новые хозяева

Основной вопрос заключается в том, согласны ли перенять бразды правления недействующим Швянтойским портом сами власти курортной Паланги, так как работа по возрождению этого объекта действительно нелегка и очень затратна. Напомним, что два года назад государство уже предлагало передать Швянтойи под контроль Палангского самоуправления. Но тогда руководство города отказалось от этой затеи, сославшись на скудность годового бюджета, составляющего всего 15 млн евро, в то время, как одна лишь ежегодная очистка канала от наносов обходится в 130 тыс. евро.

«У дирекции Клайпедского порта есть разработанный план по реконструкции Швянтойской гавани, мы планируем начать его реализацию с менее дорогостоящей части, то есть, на время отказаться от строительства мола, поскольку у нас нет таких денег, — рассказал «Новой газете — Балтия» мэр Паланги Шарунас Вайткус. — Прежде всего мы хотим оборудовать необходимую инфраструктуру и расчистить канал от грунта, чтобы рыбаки вновь смогли беспрепятственно заходить в порт. По нашим подсчетам, цена этих работ составляет 2,2 млн евро».

Глава Паланги, как и члены кабинета министров, утверждает, что деньги на реконструкцию порта можно получить от министерства сельского хозяйства, которое в свою очередь может получить их в качестве помощи от ЕС на развитие туризма и прибрежного рыболовства.

Согласно подсчетам, при условии, что глубина гавани составит 6 метров, полное восстановление порта обойдется в 70 млн евро. В минсельхозе считают, что эту цифру можно уменьшить вдвое — до 35-40 млн евро. По мнению министра сельского хозяйства Бронюса Маркаускаса, с которым солидарен и мэр Паланги, глубина канала может составить 3-4 метра, и этого будет вполне достаточно.

Однако у минсельхоза тоже нет свободных денег для реанимации Швянтойской гавани, ведь помимо работ по углублению дня, необходимо построить новые подъездные дороги, пирсы, ангар для ремонта судов, нанять персонал, приобрести различное оборудование для рыболовов, портовиков и многое другое.

В августе прошлого года Бронюс Маркаускас утверждал, что его министерству в одиночку не удастся привлечь европейские инвестиции. По его словам, в Швянтойской гавани пересекаются интересы сразу четырех ведомств — минсельхоза, минтранспорта, минприроды и минэкономики, следовательно, каждому из министерств следовало бы подключиться к работе по восстановлению порта, а не перекладывать все на плечи сельскохозяйственников.

Разногласия с Латвией

Швянтойи и расположенный неподалеку нефтетерминал Бутинге находятся в шаговой доступности от соседней страны — Латвии. Латвия же на протяжении последних 19 лет отказывается ратифицировать договор о морской границе с Литвой, который был подписан еще в 1999 году. Это обстоятельство, в частности, мешает развивать Швянтойи в качестве крупного морского порта, а в Бутинге строить глубоководный порт.

Официальная Рига намеренно медлит с ратификацией этого соглашения из-за экономических соображений, поскольку на условной литовско-латвийской морской границе обнаружены месторождения нефти. По предварительным подсчетам, в Балтийском море в не делимитированной экономической зоне Литвы и Латвии в так называемом месторождении Е-24 залегает около 100 млн тонн нефти, рыночная стоимость которой превышает 73 млрд долларов США. В Латвии уверяют, что месторождение принадлежит только им. Литовцы, разумеется, с этим не согласны. По мнению латышских политиков, до ратификации договора следует заключить договор о двухстороннем экономическом сотрудничестве в экономической зоне и континентальном шельфе Балтийского моря.

ДЕНИС ПАРАСКЕВИЧ-КИШИНЕВСКИЙ

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.