logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латгальцы готовы на многое

Латгальцы готовы на многое
Фото: Язеп Шнепст

Язеп Шнепст возглавляет предприятие Preiļu siers с 1995 года. Это молочный монополист в Латгалии, которому принадлежат еще пять дочерних компаний. Все работают успешно и входят в тридцадку крупнейших в регионе. За минувший год один только Preiļu siers переработал более 100 тысяч тонн молока — небольшое озеро. Производится здесь сыворотка и сыр чеддер. Оба продукта почти полностью идут на экспорт. «С уверенностью могу сказать, что в молочном бизнесе мы понимаем чуть больше, чем другие», — говорит Язеп и сетует, что правительство не желает решать проблемы, с которыми сталкиваются латгальские предприниматели. А проблемы настолько серьезные, что местные бизнесмены грозят властям забастовкой, если ничего не изменится. Об этом они заявили на своем съезде, который проходил в конце минувшего года. О том, чем более всего недовольны латгальцы и какие претензии они предъявляют правительству, глава Preiļu siers рассказал в интервью «Новой газете — Балтия».

Элементарные вопросы

С чем был связан съезд предпринимателей Латгалии, который проходил в декабре в Резекне?

Пока не ликвидированы основные причины проблем региона, нет смысла в тех мероприятиях правительства, которые направлены на развитие Латгалии.

Географически, в сравнении с другими регионами Латвии, Латгалия находится дальше от морских портов, и это расстояние мы изменить не можем. А поскольку в регионе работает много крестьянских хозяйств, работает бизнес в других отраслях, производящих сырье для обрабатывающей промышленности, то это расстояние до портов для нас играет очень важную роль. Мы прекрасно знаем, что, например, большинство произведенного зерна экспортируется из Латвии, но здесь, в Латгалии, закупочная цена зерна меньше на 10-15 евро за тонну, чем, скажем, в Курземе.

То же самое касается и древесины. Если посчитать, сколько крестьяне, которые занимаются этим бизнесом, потеряли денег из-за этого расстояния, то получится намного больше, чем все эти программы, которые из Риги подаются сюда, как какое-то спасение, чтобы улучшить ситуацию.

Что вы предлагаете?

Наше предложение, например, заключается в том, чтобы или снизить для латгальских предпринимателей транспортные расходы до места экспорта — портов — или компенсировать эти расходы. Мы же все знаем, что пассажирские перевозки компенсируются государством. И, если правительство понимает, что затраты на перевозку людей, которых осталось мало, надо компенсировать, то почему тогда не компенсируется перевозка товаров? Это элементарный вопрос.

Вместо этого правительство просто поднимает акциз и все становится еще дороже. В результате, разница закупочной цены на произведенную продукцию между Латгалией и другими регионами только возрастает.

Другой пункт — это знаменитая OIK (компонент обязательной закупки — отдельная статья в счете за электроэнергию. Эти деньги поставщик электроэнергии платит производителям «зеленого электричества», у которого обязан его частично закупать — ред.). На съезде было высказано мнение руководителей предприятий: предприниматель или частное лицо не должны оплачивать ошибки правительства в лице минэкономики. Потому что не мы эти лицензии выдавали на производство «зеленой энергии». И если министры, выдававшие эти лицензии, были, извините за выражение, столь тупы и не понимали, что это, изначально, афера (а это так и было, потому что некоторые юридические лица выбирали аж по десять лицензий), тогда эти министры не соответствуют занимаемой должности. В итоге сельхозпредприятие должно оплачивать чьи-то ошибки. Только за прошлый год Preiļu siers заплатило OIK — 240 тыс. евро. Это же огромные деньги. И эти деньги платят все.

О каком развитии региона мы можем дальше говорить, если электричество стоит для крестьянина — выращивает ли он зерно или держит скот — почти 0,3 евро за кВт? Куда мы пришли? Это намного дороже, чем, в среднем, в Европе. Не говоря уже о наших соседях — странах Балтии.

Если правительство создает такие условия, что заниматься бизнесом в регионе становится абсолютно невыгодно, тогда надо так прямо и сказать — в Латгалии нам не нужны ни люди, ни предприятия и пусть отсюда все уезжают. И нечего удивляться, что в регионе не остается людей. Это закономерно. Потому что все делается, чтобы был такой результат.

Правительство обсуждает вопрос о привлечении трудовой силы из-за рубежа. Это тоже абсурд. У нас в публичном секторе работает минимум в два раза больше людей, чем, в среднем, по Европе. Начиная с налоговой службы и заканчивая всеми другими государственными чиновниками. При этом у нас, видите ли, не хватает рабочей силы. Тридцать процентов чиновников можно уволить завтра и никто ничего не заметит! Вот вам, пожалуйста, рабочая сила.

В латгальском регионе, учитывая, что отсюда уехало очень много людей, эта пропорция еще больше. Либо в правительстве не видят реальную ситуацию, либо просто не хотят решать те проблемы, которые возникают по сути.

На конгрессе все это было обсуждено, и это не мое мнение, а мнение большинства. Поэтому была выработана резолюция (требование к правительству) и ее отослали в Кабинет министров. Полтора месяца была полная тишина. Пришел ответ, что, мол, получили вашу резолюцию — и все! Если такое отношение правительства к людям бизнеса, к тем, кто работает, дает работу другим и платит налоги, это показывает, что, в принципе, им лучше, чтобы этих предприятий не было. Чтобы на их ликвидации заработали администраторы неплатежеспособности и политики протянули еще какое-то время в своих креслах. Иначе я это объяснить не могу.

Язеп Шнепст

Элементарная математика

Но в чем выгода для правительства, если Латгалия будет оставаться экономически слабым регионом?

Это чистая политика. Понимаете, когда человек должен у кого-то что-то просить, и получать какие-то подачки, он несамостоятельный. Это для правительства выгодно, потому что такой человек управляем. А если он самостоятелен, свободен, не нуждается в помощи властей, тогда он и думает иначе, и на выборах может голосовать за кого-то другого.

Как отразилась на бизнесе в Латгалии налоговая реформа?

Результат однозначный — повышение налогов по всем статьям. И главное, что налоговая служба, министр финансов, глядя в камеру, врут! «Мы освободим предприятия от налогов на инвестиции и вы будете платить лишь 20%», — говорили они накануне реформы. Но при этом умолчали, что облагаемая часть сперва делится на коэффициент 0,8. В итоге получается больше, чем было. Элементарная математика – если 100 евро разделить на 0,8 и затем умножить на 20 процентов, то получается 25! Реально налог подняли с 15 до 25 процентов.

Минимальную зарплату подняли просто так на 50 евро. Плюс — на 1% подняли соцналог. Мое предприятие в прошлом году переработало более 100 тыс. тонн молока. Я заплатил налогов одну сумму. Если в течение этого года я переработаю столько же тонн, то налогов должен буду заплатить намного больше. Я это вижу уже по первому месяцу — однозначно возросли налоги, которые я должен отдавать в бюджет. А ведь изначально целью реформы было снижение налога на рабочую силу. Но все полностью перевернули и врут теперь глядя прямо в глаза.

И если такое отношение к предпринимателям, которые платят эти налоги и содержат это правительство — такая ситуация долго продолжаться не может.

Так правительство до сих пор никак не реагирует на вашу резолюцию?

Нет, движение какое-то началось в конце февраля. Будем встречаться с премьером и что-то решать. Но ответ министерства экономики ясно показал, что никаких изменений не намечается. Так как по всем вопросам, по мнению министра, у нас все хорошо. Почти как в книге Валдиса Домбровскиса – у нас везде успех.

Элементарные истины

В СМИ прозвучала информация, что латгальские предприниматели готовы к забастовке. Что имеется в виду и как это вообще может выглядеть на практике?

Это все очень реально и, думаю, что все к тому уже идет. Во всем мире так принято, в том числе и в Евросоюзе — когда полностью игнорируются требования налогоплательщиков, рано или поздно ситуация доходит до принятия последними крайних мер. Одна из них — забастовка.

Что лично меня поражает — если бы у меня, как у руководителя было бы подобное отношение к своему предприятию (как у правительства к налогоплательщикам), то мое предприятие давно уже было бы банкротом. А учитывая, что правительство может занять деньги на внешних рынках и не секрет, что наш внешний долг уже превышает годовой бюджет, государство, откровенно говоря, сейчас живет в долг. И сколько это будет продолжаться?

Да министр финансов говорит, что по сравнению с другими странами у нас этот долг не такой уж и большой. Но тогда давайте немного отмотаем пленку назад и посмотрим — за какое время мы этот долг накопили? И ответьте мне, пожалуйста, почему в Эстонии нет такого долга? Почему из Эстонии люди не уезжают? Если вы каждый год принимаете мудрые решения?

Конечно, правительству не нравится, что кто-то посмел оспаривать их решения и высказать другое мнение. Но если проблемы не решаются, то таких мнений становится все больше и больше, и ситуация однозначно доходит до забастовки.

Как это будет выглядеть?

Любое предприятие каждый день производит определенное количество товара, который стоит денег и продается. Если в какой-то день не будет производиться товар, то не будут производиться и налоги в тот день. Конечно, будет терять не только правительство в виде недополученных налогов, будут терять и сами бизнесмены. И это отразится на зарплатах и так далее. Но, если людей загоняют в тупик, они должны принимать какие-то решения.

Насколько предприниматели Латгалии готовы к таким решениям?

Учитывая общий настрой, думаю, латгальцы готовы на многое. Может, быть поэтому в нашей стране создаются специальные отряды в регионах для усмирения граждан. Вопрос: а зачем такие отряды, если вы все правильно делаете и у нас все хорошо? Значит, вы уже заранее знаете, чем эта вся ваша деятельность закончится, если вам понадобились такие подразделения.

В каком направлении мы движемся, если нашей независимости нет еще и 30 лет, а мы уже создаем такие структуры? Я уже не говорю о тех коррупционных скандалах, которые коснулись высших должностных лиц. Посмотрите, как государство управляет не только частным бизнесом, но и своими предприятиями. Достаточно элементарно вспомнить: начальник «Латвэнерго» — в наручниках, начальник Латвийской железной дороги — в наручниках, начальник Латвийского банка — в наручниках. И у нас все хорошо! Но это же абсурд. И это все — государственные компании, с их руководителями и с их государственной политикой.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.