logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Повседневную тему Звягинцев развивает мастерски!»

«Повседневную тему Звягинцев развивает мастерски!»
Фото: Андрис Кейшс (фото автора)

Он должен был играть главную роль в «Левиафане» Андрея Звягинцева. Но в результате сыграл в его новом фильме «Нелюбовь». Знакомьтесь — Андрис Кейшс, ведущий актер Нового рижского театра, руководимого Алвисом Херманисом. «Нелюбовь» будет показана в Риге 23 сентября в рамках кинофестиваля «Балтийская жемчужина», в присутствии автора.

О фестивале, который состоится с 21 по 26 сентября в рижском кинотеатре Splendid Palace — чуть позднее, а пока что об одном из его «гвоздей», фильме «Нелюбовь». Спрос на показ настолько большой, что объявлен уже третий сеанс. А сейчас несколько вопросов Андрису Кейшсу.

Это действительно правда, что вы приступили к съемкам, при том, что Звягинцев вам не дал даже сценарий прочитать?

Да, именно так. Так что я премьеру смотрел полностью, как зритель, а не просто как участник фильма. Я, как и другие актеры (кроме Марьянны Спивак, главной звезды фильма), не знал, про что фильм и где происходит действие.

Это один из методов Звягинцева, наверное. Очень яркий пример, это Андрей Смирнов, игравший старика в фильме «Елена». По сюжету он выпивает смертельную дозу лекарства, которую ему подсунули. Он выпивает там в кадре раза три воду, а потом точно также — и это убийственно! — выпивает еще раз, не зная, что это яд. И после этого Смирнову сказали: «А теперь по сюжету вы умрете?»

И каким бы ты ни был самым наилучшим актером, в тебе такой метод осадок оставляет и это невозможно просто сыграть, все получается, как по-настоящему. И сам артист не знает, чем все это закончится.

Конечно, я согласился на съемки — потрясающий режиссер, потрясающие коллеги. И знаете, там совершенно потрясающий мальчик, играющий главную роль, который исчезает. Поверить нельзя в то, что он играет, это очень сильно впечатляет. Он смог передать все эти чувства, боль, отчаяние.

Вы были в Каннах на премьере фильма «Нелюбовь»?

Да, в смокинге. И потом пил шампанское. Но его мы со Звягинцевым и коллегами по съемочной группе пили особенным образом — отдельно. Дело в том, что Андрей Петрович, как говорится у нас латышей, «белый воробей» (у русских это называется «белой вороной» — прим. автора), он совершенно не подключается к так называемой «тусовке». И то же самое у нас получилось в Каннах. Я посмотрел полностью фильм как раз там на кинофестивале и меня это выбило из колеи. И потом пили отдельно шампанское до пяти утра.

В общем, было интересно — смокинг, тепло, шампанское, впервые в Каннах. Но все равно мне это не совсем нравится. Для меня намного интереснее, когда я в рабочем процессе.

Разумеется интересно, как вы попали на съемки в фильм выдающегося кинорежиссера?

Дело в том, что Звягинцев посмотрел фильм нашего латышского кинорежиссера Юриса Пошкуса Kolka Cool. Юрис с Звягинцевым лично знакомы, они вместе бывали в жюри каких-то кинофестивалей. Звягинцев очень активно смотрит разное кино. И меня разыскали еще несколько лет назад, чтобы пробовать на главную роль в фильме «Левиафан». И я провалился. Звягинцев сказал, что я такой человек, который все-таки не сможет себя привести на самую грань, к краху и показать это.

А на «Нелюбовь» я попал. Говорил в фильме по-русски. Проблем не было. Во время премьеры в Санкт-Петербурге говорили, что у меня очень приятный петербуржский акцент. Играть на не родном языке сложно, конечно. Но атмосфера на съемочной площадке такая спокойная, все знают свое дело, это было очень приятно.

Когда вы полностью посмотрели фильм, вы в себе что-то открыли заново?

Конечно, какую-то благую весть тебе это несет. Как и мой герой, я прожил какую-то часть жизни, познал, что такое «нелюбовь». Вообще, интересно, что в русском есть такое слово, в латышском такого нет... В русском это понятие такое объемное. Нелюбовь — продолжение любви или результат того червя, который сидит внутри и гложет.

Сама тема фильма сложная — о ребенке, который исчезает из дома, в котором разводятся родители, мать начинает жить с другим мужчиной (эту роль как раз играю я). У меня у самого сын на год моложе, чем мальчик-герой фильма. После этого я несколько пересмотрел свое отношение к воспитанию ребенка.

Воспитание — вообще дело сложное, не простое. У животных проще — кошка родила пятерых котят, они все разные, даже по цветам различные. И она их отпускает в мир, они живут своей жизнью. А у людей... Сам термин «воспитание» не до конца понятный. Наверное, это воспитание вежливости... Мама меня воспитала так, что если я украл, то понимаю, что это плохо.

Звягинцев тему, казалось бы, повседневную, развивает совершенно мастерски, уже привычную многим тему неблагополучия в семье ставит вдруг вертикально. И в конце концов, приходится размышлять на эту тему по-государственному, на глобальном уровне.

Я бы разделил творчество Звягинцева на два этапа — сперва это фильмы «Возвращение» и «Изгнание», а все остальные — это уже какой-то новый этап и «Нелюбовь» один из его топовых кульминаций.

Хочу еще сказать, что я по-настоящему счастлив, что фильм будет наконец-то показан и на моей родине. А то уже показали в России, за рубежом, а здесь все знакомые спрашивали: «Когда? Когда?» Я всем отвечаю: «На «Балтийской жемчужине» 23 сентября!»

фото автора

Какая это у вас по счету была кинороль? Вы считаете?

Что-то уже за цифру двадцать перевалило. Причем, этот год в Латвии очень активен в области кино, готовится кинопрограмма к столетию Латвийской республики, которое будет отмечаться в ноябре следующего года. Сейчас снимают фильм Homo Novus по произведению Аншлава Эглитиса, я там играю одну из ролей. Ну, и еще есть проекты, о которых я не буду говорить, потому что еще в стадии планирования.

Я вообще очень надеюсь на хорошее будущее латвийского кино, потому что современные молодые кинорежиссеры из Латвии не просто ждут денег от государства, а что-то придумывают сами, они как те самые растения, которые вдруг пробиваются через асфальт.

Поскольку вы прежде всего театральный артист, то поделитесь и о ваших театральных работах...

В этом году Марцис Лацис будет ставить в Новом Рижском театре «Процесс» Кафки, потом будет, если не ошибаюсь, мюзикл по мотивам «Демона» Лермонтова поставит Виестур Мейкшанс. Две новые большие театральные работы в этом сезоне будут. А кроме того, будем продолжать играть «Медею» в постановке Владислава Наставшева в Рижском русском театре им. М.Чехова (изначально этот спектакль режиссер ставил в «Гоголь-центре» опального Кирилла Серебренникова — прим. автора).

И потом Наставшев будет ставить спектакль «Озеро надежды замерзло», продолжение его автобиографического спектакля «Озеро надежды».

Главное, что театр, в котором я работаю, на время реконструкции переехал в новые помещения напротив Рижского роддома...

Да, Алвис Херманис сказал, что это символично, будут рожать что-то новое!

Там два зала, в которых невозможно, если я правильно понимаю, играть одновременно, но главное, что играть будем. Пока что все новое и непонятное. Приходите! 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.