logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Свен Сестер: самая правильная экономическая политика — это инвестиции в образование

Свен Сестер: самая правильная экономическая политика — это инвестиции в образование
Фото: из архива Свена Сестера

Последние месяцы в финансово-бюджетной сфере Эстонии происходят эпохальные, по мнению инициаторов, изменения.  С человеком, который до мая месяца непосредственно руководил бюджетной деятельностью в двух правительствах в качестве министра финансов (март 2015- май 2017), а сейчас возглавляет экономическую комиссию парламента Свеном Сестером беседует корреспондент портала «Новая газета — Балтия» в Эстонии Валерий Сайковский.


Самыми большими достижениями вашей  деятельности на посту министра обычные граждане считают существенное увеличение финансирования здравоохранения и поднятие до 500 евро необлагаемого подоходным налогом  минимума.  Не могут ли возникнуть проблемы с реализацией этих планов?

Увеличение необлагаемого минимума с 2018 года повлияет на рынок труда всей Эстонии и поспособствует решению его  главной проблемы – большой налоговой нагрузки на рабочую силу. Это изменение полезно как работникам, так и работодателям. Речь идет о самом большом изменении налоговой политики Эстонии в этом столетии и самом «дорогом» мероприятии нынешнего правительства, которое обойдется примерно в 150 миллионов евро.  Это не социализм или бесполезная трата. Известно, что люди с доходом до 700 евро в месяц увеличение доходов полностью тратят на дополнительное потребление. Часть денег вернется государству  через налоги.

Дополнительные деньги на здравоохранение  требуют контроля, чтобы они были потрачены на правильные цели,  электронные услуги и инфотехнологии, что улучшит эффективность отрасли. Коррупционные скандалы в этой сфере последнего времени являются знаком, что с управлением не всё в порядке. Это претензия не к врачам, а администраторам и чиновникам. Также необходимо улучшить организацию здравоохранения. Сейчас появилась возможность направить в  данную сферу больше денег, но надо быть готовым, что в  менее благоприятное время денег будет меньше.

Экономический  рост сейчас соответствует прогнозам. Некоторые скептики  в панике, они считают, что коалиция «разбазаривает»  деньги на не очень полезные социальные расходы. По их мнению, лучше отложить излишки в запас и использовать в трудные времена. Как вы можете обосновать нынешнюю бюджетную стратегию?

Несмотря на обвинения нынешнего правительства в левых идеях,  это «правый» шаг, который поможет росту.  У предыдущих правительств нет морального права делать нынешнему выговоры. Больше всего налоговая нагрузка росла при первом правительстве Таави Рыйваса,  да и разговоры о существенных  резервах не соответствуют действительности. Эстония по международным критериям государство с малым госдолгом, и останется им при нынешнем правительстве.

Что может быть драйвером экономики Эстонии в ближайшее время? Как избежать «перегрева» и сохранить под контролем инфляцию ?

В свободной рыночной экономике возможности государства ограничены.  Деньги не берутся «с потолка», они поступают от предпринимательства. Государство определяет налоговую политику и бюджет, создает условия, чтобы не дать возможность нечестным предпринимателям уйти  в «серую» зону. Оно участвует в проектах, которые невыгодны предпринимателям. Прежде всего, это инфраструктура, например, расширение Тартуского шоссе.  В планах этой коалиции  и строительство социального арендного жилья. Необходимо учесть нынешнюю активность на этом рынке частного сектора,  даже банк LHV на прошлой неделе сообщил о своем участии в данном бизнесе. Поэтому нынешней коалиции, это  мое личное мнение,  стоит взвесить целесообразность отказа от этой программы.

Но самая  лучшая экономическая политика государства – инвестиции в образование,  увеличивающего возможности для предпринимательства. Этот принцип, прежде всего, реализуется через бесплатное высшее образование. Чем больше предпринимательства, тем лучше экономический рост. Все партии в парламенте разделяют эту идею.

Будучи экспортным государством, мы зависимы от состояния дел на экспортных рынках в Европе и особенно  в Скандинавии.  Нынешнее состояние дел там внушает оптимизм и является драйвером и  нашего экономического роста.

С точки зрения инфляции считаю, что  денежная политика еврозоны оказывает на нее гораздо более существенное влияние, чем наша внутригосударственная политика.

Нет ли опасности распада  нынешней  коалиции в связи с  увеличением популярности оппозиционного EKRE  и восстановлением популярности реформистов? Не ставится ли под вопрос стабильность бюджетной политики?

Всегда существует влияние результатов выборов на текущую политику. Но в данный момент нет признаков того, чтобы коалиция могла развалиться, и бюджетная политика резко измениться. Несмотря на коалицию на Тоомпеа (так в Эстонии называют часть города Таллинна, где расположен парламент – примечание С.В.), мы против  политики центристской партии по управлению столицей,  сопровождающейся  финансовыми злоупотреблениями (в данный момент бывший лидер центристов Сависаар отстранен от должности мэра и находится под судом – примечание С.В.).

Не содержит ли дополнительные риски  для бюджета новое  административное устройство и связанное с ним увеличение размеров самоуправлений? Не  получится ли, что в 2018-2019 возникнет потребность в дополнительном финансировании самоуправлений?

Административная реформа неизбежно понизит в длительной перспективе  управленческие расходы в сравнении с нынешними. И сколько себя помню, IRL (Союз Отечество и Республика) всегда стоял за эту политику. Приятно, что реформа идет полным ходом. Следующий этап — увеличение финансовой автономии самоуправлений, что потребует выработать новую модель их бюджетной деятельности.  Дополнительные средства для новых самоуправлений уже найдены, и в следующем году они  получат дополнительно 30 миллионов евро.  К 2021 году размер дополнительных  денег достигнет 55 миллионов в год. При этом дополнительных функций не появится, и финансовое состояние самоуправлений улучшится.

Существует ли координация финансовой политики на уровне балтийских государств?  Есть ли надежда, что очень критикуемые в Эстонии низкие акцизы в Латвии создадут опасность провала нашей акцизной политики?

Налоговая политика всегда была суверенной темой для каждого государства. Будучи с 2003 года в парламенте и заседая в Балтийской Ассамблее (мини-парламент трех стран), наблюдаю  тесное  сотрудничество.  В конце июня латвийский парламент повысил акцизы сверх ранее запланированного уровня. Эстонские акцизы всегда были выше, и это обосновано разницей в средней зарплате и покупательной способности.  Но и размеры приграничной торговли и ее влияние на наши финансы тоже надо держать под контролем. Влияние же вступивших в действие с июля акцизов на слабый алкоголь окончательно прояснится через полгода. Необходимо понимать, что в Латвии правительству необходимы немалые дополнительные средства на образование, оборону (им надо достичь уровня в два процента от ВВП), поэтому наши соседи вряд ли откажутся от акцизных доходов. Некоторые партии были за еще большее их увеличение.  В любом случае, общаясь на уровне ЕС и региональном уровне, мы обсуждаем соответствующие темы. Движение в сторону выведения из тени доходов, уменьшения нагрузки на рабочую силу и больших налогов на потребление и окружающую среду можно считать общим трендом.

Какие у вас планы на ближайшее будущее в политике  и личном плане?

Продолжу работу в парламенте в самой интенсивно работающей комиссии - экономической.  В ее компетенции энергетика, госимущество, госзаказы и многие другие существенные для Эстонии  области. С 2003 года был сначала заместителем, потом продолжительное время до 2015 год  председателем экономической, а также  финансовой комиссии.  Считаю, что многое зависит от желания законодателей содействовать предпринимательству. Необходимо принять на уровне законов и их исполнения  правильные решения для стимулирования экономического   развития и максимальной эффективности расходов в публичном секторе. В этой области имею опыт и образование, считаю это правильным направлением деятельности, и пока будет блеск в глазах  продолжу этим заниматься. Если он пропадет, то займусь чем-то другим.

Нет ли планов вернуться в бизнес?

Таких планов нет. В 90-х я уже активно занимался бизнесом. С 2000-х в политике. Не вижу возможности заниматься двумя делами одинаково эффективно.

Вы – известный игрок в бридж. Не стало ли больше времени для этой игры после перехода с поста министра в парламент?

Долгое время в 90-х я проводил в клубе по понедельникам регулярно по три с половиной часа. Сейчас получается гораздо реже. Стараюсь посещать все титульные соревнования.  Недавно стал победителем  открытого чемпионата Хорватии. Это очень полезная  и интересная игра, развивающая мышление, логику, умение собирать и правильно  использовать информацию.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.