logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы можем стабильно гарантировать очень низкий доход»

«Мы можем стабильно гарантировать очень низкий доход»
Фото: Pixabay.com

Латвийская пенсионная система непрозрачна, в ней слишком высока индивидуальная ответственность, а треть жителей не имеет возможность откладывать на старость и в результате рискует оказаться после выхода на пенсию за чертой бедности. И, наконец, почти треть жителей вообще не верит, что они получат обратно все, что отчислили в счет пенсии. Такие неутешительные выводы следуют из опроса, проведенного банком SEB.

Вот уже третий год подряд SEB измеряет готовность латвийских жителей к пенсии. Опрос касается капиталов так называемого второго пенсионного уровня, в счет которого из ежемесячных обязательных социальных выплат жителей, взимаемых государством, отчисляются 6%. Результаты опроса представила руководитель отдела страхования жизни и пенсионных накоплений SEB Кристине Ломановска, заявив, что, как и три года назад, готовность оценивается на тройку по десятибаллльной системе. Но в этом году проявились новые беспокоящие тенденции. Упали знания респондентов в этой сфере (на 2,6%) и их доверие к пенсионной системе (на 3,3%). Единственный аспект, в котором наступило улучшение — это действие: в прошлом году на 10%, до 35% выросло число жителей, которые начали формировать пенсионные накопления какого-либо вида. Но 65% жителей по-прежнему говорят, что не могут себе этого позволить из-за недостаточного размера доходов. «На наш взгляд, эти тенденции вызывают два основных фактора, — говорит Ломановска, — недостаточная прозрачность системы и слишком высокая индивидуальная ответственность. Самое тревожное во всей этой истории то, что треть работающих жителей Латвии по достижению пенсионного возраста рискуют оказаться за порогом бедности».

Второй пенсионный уровень в Латвии развивается: за прошлый год его общий рост составил 0,15 млрд евро. Однако на этом фоне не очень оптимистично выглядит статистика, согласно которой только 15% накоплений составляют вклады работодателей, остальное вносят на свои счета сами жители. С нынешней динамикой роста, для обеспечения выходящим на пенсию в 2025 году в 70% от их нынешнего дохода будет недоставать 15,9 млрд евро.

Авторов опроса опечалило, что 95% опрошенных не знает, какая сумма ложится на счет их второго пенсионного уровня ежемесячно и сколько накоплено на данный момент. То есть, 6% дохода в составе социальных выплат сливаются в их сознании с общей налоговой массой, и жители не осознают, что это их личный частный индивидуальный капитал. «Когда мы спрашиваем, какую, по их мнению, часть пенсии составят эти отчисления, люди отвечают — 5-10%. На самом деле, получается вдвое больше — от 15% до 20%. А 62% опрошенных и вовсе не верят, что когда-либо получат деньги, отчисленные в социальный бюджет», — говорят авторы исследования.

В чем причина столь низкой информированности? Во-первых, в Латвии данные о личных накоплениях на втором пенсионном уровне доступны только на портале государственных услуг Latvija.lv, причем в системе, по мнению пользователей, крайне неудобной и непонятной, а сами банки, управляющие этими фондами, не видят, кто чей клиент и ведут за них нескончаемые конкурентные войны. В Эстонии и Литве жители видят размер своих накоплений в интернет-банке, в результате, осведомленность о них демонстрируют 45% опрошенных эстонцев и 30% литовцев.

Второе отличие пенсионных систем соседних стран состоит в том, что в и Литве, и в Эстонии жители софинансируют капитал второго уровня, их личная доля составляет 2% доходов (причем в Литве взносы на второй уровень — дело добровольное). В Латвии это прерогатива государства. И, наконец, в-третьих, у соседей капитал воторого уровня можно передавать по наследству в процессе накопления, что является сильным мотивирующим фактором. В Латвии эта возможность возникает только после того, как человек выходит на пенсию — только тогда он может указать в завещании лицо, которое продолжит получать эти деньги в виде ежемесячных выплат в случае его смерти.

Кроме того, вся ответственность за безбедную старость лежит на самих жителях. «Люди в Латвии очень хорошо понимают,— говорит Кристине Ламановска, — что пенсия у них большой не будет, в лучшем случае половина зарплаты, и когда их спрашиваешь, чем они восполнят недостающую половину, 45% опрашиваемых отвечают, что ждут этого от работодателей, в то время как наниматели создают пенсионные накопления только для 6% работающи»х.

Кроме того, сказываются демографические проблемы. «Демография и пенсии — две неразрывные вещи, — говорит директор Госагентства социального страхования Инесе Шмитиня. — Очень важно, сколько у нас плательщиков, до какого возраста они вносят средства в пенсионные планы и, соответственно, сколько лет после назначения пенсии они будут ее получать. Эти две части должны быть сбалансированы. В Эстонии минимальная зарплата выше, чем в Латвии, и отчисления в счет будущих пенсий больше. Это, конечно, весьма немаловажно, но опасения вызывает как раз большой удельный вес минимальных зарплат. Это значит, что, соответсвенно, в далнейшем будет много минимальных пенсий». 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.