С 3 апреля в Латвии все компании, желающие продавать газ, получат свободный доступ к газовой инфраструктуре. Для этого компания Latvijas Gāze (LG), которая до сих пор, согласно приватизационному договору 1996 года с государством, имела монопольное право на продажу голубого топлива на территории страны, была разделена на два предприятия. В руководстве компании, конечно, недовольны и прочат, что цены на газ после этого взлетят. В министерстве экономики Латвии возражают: в перспективе либерализация рынка будет выгодна для всех.
Инфографика подготовлена в рамках русскоязычной Медиасети
Две компании, одни акционеры
Собственно LG сохраняет торговую функцию — кроме того, в ее собственность поступает распределительная сеть. Зарегистрированная 2 января компания Conexus Baltic Grid (CBG) получает передающую инфраструктуру и Инчукалнское газохранилище. На данный момент состав акционеров у обоих предприятий почти одинаков. В Latvijas Gāze мажоритарные акционеры — ПАО «Газпром» (34%) Marguerite Gas I.S.a.r.l. (28,97%) Uniper Ruhrgas International GmbH (18,26%) SIA Itera Latvija (16%), остальное — у миноритарных акционеров. В Conexus «Газпрому» принадлежит 34,10% акций, Marguerite Gas I S.A.R.L — 29,06% акций, Uniper Ruhrgas International GMBH — 18,31%, SIA Itera Latvija — 16,05%, миноритарии владеют 2,49% акций.
Разделение латвийского газового монополиста произошло в рамках так называемого Третьего энергопакета Евросоюза, включающего в себя три директивы и два регламента. Директива 2009/73 обязывает все вертикально интегрированные энергетические компании, торгующие на территории стран Евросоюза, выделить инфраструктурные активы в самостоятельные предприятия для обеспечения доступа к ним третьих лиц. Другими словами: хранение, транспортировка, распределение и торговля не могут быть сосредоточены в одних руках. «Цель этих мероприятий — повышение независимости рынка и инфраструктуры от поставщиков энергии и снятие ограничений на пользование инфраструктурой для всех участников рынка. Как мы видим, монополия Latvijas Gāze до сих пор сдерживает других участников рынка в пользовании Инчукалнским ПГХ», — пояснил «Новой газете — Балтия» заместитель госсекретаря министерства экономики по вопросам энергетики Янис Патмалниекс. Например, компания препятствует Latvenergo в покупке литовского газа.
Кто купит сети?
Реорганизация Latvijas Gāze проходит по модели, описанной в поправках к Закону об энергетике, принятых 11 февраля 2016 года. Акционеры Conexus, занимающиеся добычей газа и торгующие им в Евросоюзе, — помимо «Газпрома», это латвийская Itera, контролируемая российской «Роснефтью» и немецкая Uniper — должны выйти из компании до конца этого года.
Как и кому будет продаваться инфраструткура? «В Литве все акции газотранспортной сети выкупило государство, основав компанию-оператора системы транспортировки Amber Grid — размышляет в интервью «Новой газете — Балтия» член Комиссии по энергобезопасности при президенте Рейнис Аболтиньш, — В Эстонии главным акционером (89,1%) оператора магистральной газовой сети стало предприятие, управляющее электрической передающей сетью, — госкомпания Elering. В Финляндии, с которой мы скоро будем соединены трубопроводом Baltic Connector через Эстонию, компания Gasum, которая тоже, как и LG, принадлежала Газпрому и E.ON, тоже выкуплена государством. Не знаю, имеет ли смысл правительству Латвии вкладывать большие деньги в покупку всей системы транспортировки, может быть, достаточно было бы приобрести «место за столом» — пакет в 12-14% акций».
Глава акционера CBG, компании Itera Latvija Юрис Савицкис ранее также публично выражал надежду на то, что государство приобретет магистральные газопроводы и ПГХ. Впрочем, он допускал, что активы останутся в собственности Газпрома и Itera Latvija, которые выступят в качестве финансовых инвесторов.
Государство при продаже активов CBG обладает правом первой руки, которым может воспользоваться с 3 апреля. По словам Яниса Патмалниекса, решение еще не принято. В правительстве обсуждается три возможности: покупка мажоритарного пакета, миноритарного или отказ от участия в предприятии.
Распределительные сети тоже нужно будет отделить от торговой компании до 2018 года, но модель реорганизации в этом случае закон оставляет в компетенции акционеров LG, сказал «Новой газете — Балтия» Янис Патмалниекс. Возможно разделение LG на две независимые компании с продажей инфраструктурных активов, либо создание вертикально интегрированного предприятия.
Вырастут ли счета за газ?
Проект тарифов на пользование инфраструктурой CBG уже подала на утверждение в Регулятор общественных услуг. Представитель компании Даце Балтабола сообщила «Новой газете — Балтия», что регулятор должен утвердить его до марта. Проект предполагает, что тариф за газоснабжение для конечного потребителя вырастет. Максимально — до 4% для крупных потребителей газа, домохозяйства ощутят подорожание меньше, сообщила Даце Балтабола. Новые тарифы будут применяться в конкретной точке выхода и входа за зарезервированную мощность ко всем торговцам природным газом и пользователям системы, которые будут поставлять газ потребителям в Латвии, в другие страны или в ПГХ.
«Мы не прогнозируем роста цен на инфраструктуру, потому что они довольно высоки уже сейчас, — заявил Янис Патмалниекс. — Изменения, которые происходят с компанией, не касаются самой инфраструктуры, добавляются только расходы на вторую администрацию, а они не так велики».
Глава Latvijas Gāze Айгарс Калвитис в прошлогоднем февральском интервью «Новой газете — Балтия» выразил мнение, что газ для конечного пользователя после продажи CBG может подорожать в результате продажи отделенных активов: «Мы наши основные средства не оценивали 8 лет. Сейчас будет произведена предпродажная переоценка. Скорее всего, активы подорожают: мы ежегодно инвестировали в компанию в среднем 20 млн евро. Покупатель представит регулятору все свои расходы, в том числе плановые на амортизацию, и тариф для жителей, наверное, повысится».
Рейнис Аболтиньш указывает на тот факт, что разные потребители окажутся в различном положении: «Домохозяйства — по крайней мере, те, которые используют газ для плит, — сейчас не платят за продукт почти ничего. Основные расходы приходятся на содержание системы распределения, и было бы логично, если бы они выросли. Домашние и малые потребители, на мой взгляд, должны со временем переключиться на электричество. Однако крупным предприятиям, безусловно, выгодно будет покупать газ на открытом рынке».
Чей газ будет продаваться на рынке?
Строго говоря, 3-й энергопакет вступил в силу в 2014 году, однако странам с естественной олигополией, то есть, тем, в которых по естественным причинам есть только один поставщик ресурса (в нашем случае — «Газпром»), Еврокомиссия давала отсрочку. Латвия пользовалась ею до конца, в то время как Литва и Эстония уже либерализовали свой газовый рынок, несмотря на сходные условия. Осенью 2015 года приступил к работе Клайпедский терминал сжиженного природного газа (СПГ), по которому норвежский газ по двум трубопроводам через Кименай и Куршенай транспортируется на территорию нашей страны, и Еврокомиссия признала, что у Латвии больше нет исключительного положения. Либерализацию во избежание юридических неувязок с акционерами LG отложили до истечения срока приватизационного договора.
Рейнис Аболтиньш указывает: «Технически через Клайпеду можно обеспечить примерно три четверти ежегодного потребления всех трех балтийских стран. Для этого понадобилось бы 10-12 танкеров в год. Тот же Statoil, который поставляет сжиженный газ Литве, может стать поставщиком и в Латвию. А также любой другой поставщик: мировая флотилия газовозов состоит более чем из 450 танкеров, они регулярно курсируют между портами с экспортными и импортными терминалами. Но инфраструктура по регазификации в регионе есть только в Клайпеде на корабле под названием Independence. Его оператор Klaipedos Nafta может выступать поставщиком газа в Латвию или оказывать инфраструктурную услугу. Любой крупный потребитель может купить сжиженный газ непосредственно на мировом рынке. Сейчас в США уже более чем один экспортный терминал работает, в новой администрации Трампа прогнозируется, что производство сланцевого газа будет расти, и множество компаний зарегистрировались в Департаменте энергетики как экспортеры. В Евросоюзе есть три государства, которые используют сжиженный газ: Великобритания, Испания и Португалия. Доказано, что альтернативные поставки СПГ наряду с традиционными трубопроводными работают на благо потребителя».
«Когда будет построена смычка между газопроводами Литвы и Польши (Gas Interconnection Poland–Lithuania (GIPL), предположительно — в 2019 году), в Латвии можно будет купить также газ из терминала СПГ в Свиноустье и тот, который торгуется на бирже в Германии, — говорит Янис Патмалниекс. — До 2020 года сдадут в эксплуатацию соединение Эстония — Финляндия. Финны строят небольшие терминалы, которые можно будет использовать для регазификации малых объемов СПГ. Возможно, будет построен терминал в эстонском Палдиски. Девелоперы оценивают строительство терминала в Латвии, в Скулте — без танкера, но с инфраструктурой, достаточной для принятия газа и транспортировки его в ПГХ в Инчукалнсе. Но если цена на газ останется высокой, ни один инвестор не станет вкладывать в Латвию как в место, где что-то из него производится. Спрос в регионе не очень высокий. В производстве электроэнергии и тепла газ будет замещаться биомассой и другими возобновляемыми ресурсами, и основными потребителями станут крупные производства, такие, кпримеру, как Valmieras Stikla Šķiedra или Latvijas Finieris».
Пока Эстония с Финляндией договаривались о строительстве общего терминала сжиженного природного газа на побережье Финского залива за счет Еврокомиссии, литовцы построили его за свой счет и, похоже, выиграли. «Если терминал в Палдиски и построят, он будет служить для покрытия пикового потребления в обеих странах и заправки кораблей в Балтийском море, — считает Рейнис Аболтиньш, — Клайпеда станет региональным центром поставки СПГ. Рынок, конечно, небольшой, но возможность создания на основе терминала спотовой биржи есть, правда, не раньше, чем через 5-7 лет. К тому времени, надеюсь, во всех трех странах Балтии будет создан физически и юридически единый рынок природного газа. Примерно год назад операторы природного газа Amber Grid и Elering, к которым недавно присоединился Conexus Baltic Grid, на экспертном уровне начали сотрудничать для создания единого рынка природного газа без точек входа и выхода на границах и дополнительных тарифов между нашими странами».
В конце января премьер-министры трех стран подписали декларацию о развитии регионального газового рынка Эстонии, Латвии и Литвы. По словам Яниса Патмалниекса, впоследствии к нему сможет присоединиться и Финляндия, финны уже участвуют в межправительственных рабочих группах. Окончательное решение должно быть принято до 2020 года.
Либерализация выгодна для экономики
В общественном обсуждении проекта тарифов CBG приняли участие литовские компании Achema, Amber Grid, Imlitex, Get Baltic, Klaipedos Nafta и Litgas, а также Latvenergo. Все это потенциальные участники рынка, некоторые из них — чисто торговые компание, другие — пользователи инфраструктуры. Рейнис Абоотиньш считает, что на рынке Латвии после либерализации появится 4-5 торговцев газом: «В Литве, например, шесть торговых компаний, в том числе, крупнейший потребитель природного газа Achema и компания Litgas, которая соответствует нашей Latvijas Gāze.
Альгирдас Кубайтис. Клайпедский порт
В Эстонии крупнейший потребитель газа – государственная компания по производству электроэнергии Eesti Energia, является также одним из четырех газоторговых предприятий. Эта компания, известная в Латвии под названием Enefit, планировала также выйти на латвийский газовый рынок. Собирается торговать в Латвии, по крайней мере, одна компания из Литвы. Останется на рынке и Latvijas Gaze. К тому же я ожидаю, что «Газпром», избавившись от инфраструктурных активов, выйдет на наш рынок как торговая компания, чтобы таким образом капитализировать свой доход».
Рейнис Аболтиньш считает, что либерализация окажет благотворный эффект на экономику Латвии. «38% электроэнергии в Латвии в 2015-2016 годах производилось из природного газа, — объясняет он. — Три крупнейших потребителя газа (около 60%) — это производитель электроэнергии Latvenergo (40%), а также муниципальные отопительные компании Daugavpils Siltumtīkls и Rīgas Siltums. Для них важна возможность покупать газ по рыночным ценам, а не по контракту с монополистом. Это, безусловно, выгодно и для всех жителей Латвии».
До сих пор главной точкой выхода при поставках в Латвии был кран, из которого газ выходил из Инчукалнского ПГХ в газотранспортную систему, говорит Рейнис Аболтиньш. Вокруг этого принципа разгорелся главный конфликт между LG и Министерством экономики: согласно нормативам, выпущенным Регулятором общественных услуг в сентябре 2015 года, точек выхода в Латвии должно быть больше одной, но это нарушало приватизационный договор. Весь газ закачивался в ПГХ, и клиенты обязаны были платить за хранение. С апреля потребитель может выбрать более выгодную сделку — к примеру, покупать газ у поставщика напрямую. Янис Патмалниекс подтверждает: «Минувшим летом Latvenergo получало трубопроводный газ из России напрямую, так что технически это возможно, как и поставки газа непосредственно с Клайпедского терминала, минуя ПГХ».
А вот Айгарс Калвитис ранее в интервью «Новой газете — Балтия» заявлял, что выгода от покупки СПГ — это миф: «Одно дело, когда наш акционер закачивает газ в хранилище, которым сам владеет: у нас нет по отношению к нему никаких обязательств, они начинаются только при заборе. Другое дело, если бы мы летом купили катарский газ, заплатили за весь сразу по цене на момент прибытия танкера, закачали в Инчукалнс и надеялись бы, что зимой он подорожает на 30%, чего, как мы видим, не происходит».
В качестве контраргумента против разделения Latvijas Gāze его акционеры и руководители не раз говорили, что если Газпром уйдет из компании, то не будет заинтересован хранить газ в ПГХ, и платить за содержание и развитие этой довольно дорогой инфраструктуры будет некому. Янис Патмалниекс считает, что это не так: «Я видел проекты, которые CBG подают в Еврокомиссию на модернизацию хранилища, они хороши и будут развиваться. Впрочем, основные инвестиции в латвийскую газовую инфраструктуру уже сделаны».
Что скажет «Газпром»?
Изменится ли ценовая политика «Газпрома» в Латвии после 3 апреля? В телефонном разговоре представитель пресс-службы ПАО «Газпром» сослался на публично доступную информацию о том, что между «Газпромом» и LG действует долгосрочный договор, срок которого истекает в 2030 году, и в нем прописан механизм ценообразования. На сайте Latvijas Gāze написано, что цена на природный газ определяется по среднему 9-месячному значению биржевого индекса мазута и дизельного топлива FOB ARA (Free On Board Amsterdam, Rotterdam, Antwerp), а также зависит от курса евро к доллару. Правда, здесь ничего не говорится о возможных скидках «Газпрома».