logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

11 ноября: За что сражался Лачплесис?

11 ноября: За что сражался Лачплесис?
Фото: Латвийский Военный музей. Защитники Риги у Железного моста.

11 ноября в Латвии отмечают День Лачплесиса — в память о событиях 1919 года, когда армия юной Латвийской Республики отразила наступление Русской Западной добровольческой армии под командованием Павла Бермонта, и всех воинов, сражавшихся за Латвию. Об исторических событиях и их современной интерпретации мы поговорили с замдиректора по исследовательской работе Латвийского Военного музея Юрисом Цигановсом.

Насколько хорошо изучены события 97-летней давности, в честь которых был учрежден День Лачплесиса?

Если говорить о собственно боевых действиях, особенно на территории Риги, перемещении войск, приказах, которые тогда отдавались, то все это неплохо изучено. В межвоенный период по горячим следам вышла фундаментальная книга непосредственного их участника, генерала Петериса Радзиньша, было много публикаций в периодике того времени, многое можно почерпнуть из книг по истории отдельных полков. Но историческая мысль не стоит на месте: открываются новые источники, формулируются новые вопросы, выходят свежие работы... Вот, латвийскому историку Эрику Екабсонсу удалось поработать в архиве Гуверовского института в США, где хранится архив Бермонта, важные конференции по этой проблематике проходят в Даугавпилсском университете. В последние годы нас стал больше интересовать социальный фон больших исторических событий: что чувствовали, о чем думали представители различных социальных групп, как был организован их быт. Лично я внес вклад в изучении этой темы, переведя на латышский связанные с Латвией места из мемуаров Павла Бермонта, изданные на немецком в Берлине в 1925 году. 

При всем этом хватает и белых пятен. Мы до сих пор не разобрались в мотивации Бермонта и стоявшего за идеей создания Русской Западной добровольческой армии (РЗДА) кайзеровского генерала Рюдигера фон дер Гольца, какие стратегические планы они вынашивали. Здесь очевидно несовпадение целей, заявленных до и после событий, и непосредственных действий. Не до конца понятно, в какой степени совпадали цели самого Бермонта и его германских партнеров.

В латвийской историографии и общественном сознании сложился образ Павла Бермонта как опереточного персонажа, у которого в принципе не могло быть стратегических целей...

Примерно такой, крайне критической, оценки придерживались и руководители белого движение Деникин и Колчак. Но действительно, мы до сих пор до конца не понимаем, почему при наступлении на Ригу после занятия левого берега Даугавы войска Бермонта остановились. 10 октября, когда  Бермонт вышел к Даугаве, все источники фиксируют, что на правом берегу царил полный хаос, в том числе в государственных структурах и в военном руководстве Латвийской Республики, утратившем координацию между частями. Это продолжалось не так долго — около двух суток, но, если брать в соображение чисто военные аспекты, РЗДА могла с ходу захватить правый берег, то есть всю Ригу.  

Как бы то ни было, бермонтовцы остановились и позволили Латвийской армии перенять инициативу. К 16 октября сменилось латвийское военное руководство, первым делом восстановившее  управление и снабжение частей, подтянули два бронепоезда из Эстонии, договорились с союзниками о поддержке контрнаступления британскими и французскими военными кораблями в устье Даугавы. До этого союзники в дело не вмешивались, наблюдали, кто победит.  

Главный стратег событий осени 1919 года, кайзеровский генерал Рюдигер фон дер Гольц

Как вы оцениваете версию, что фон дер Гольца и командира входившей в РЗДА Железной дивизии Йозефа Бишофа правый берег и вообще балтийские и российские дела не слишком интересовали надеясь на быстрое падение режима Веймарской республики, они просто копили силы для решительных действий в Германии?

В эту версию вписывается тот факт, что ближе к устью Даугавы, куда вошли военные корабли союзников, действовали собственно русские белогвардейские части, и только за ними немецкие. Чтобы союзники не догадались, что за всем происходящим стоят бывшие кайзеровские вояки.

Кстати, у Бермонта не было того колоссального преимущества по числу штыков — тех 50 тысяч, о которых он пишет в своих мемуарах. Из документов вытекает, что в действительно было порядка 21 тысячи, из них порядка 80% — немецкие части. К собственно русским частям можно отнести конвой командующего и два пластунских полка, и в составе РЗДА они составляли меньшую и куда более слабую часть, по сравнению с немцами из бывшего корпуса фон дер Гольца. Эти военнопленные из лагеря в Зальцведеле вообще не хотели воевать и стремились как можно скорее попасть домой, в Россию. Когда Бермонт предстал перед ними при полном параде, пообещал хорошую кормежку и полное обеспечение и призвал сражаться с большевизмом — с риторикой у него все было в порядке — многие пошли за ним. Но это вовсе не значит, что они на самом деле были готовы отдать жизнь за белое дело, особенно в версии Бермонта и его немецких партнеров. Когда 10 ноября началось решающее контранаступление Латвийской армии и прозвучали первые залпы кораблей союзников, эти части оказались небоеспособными. В свою очередь элитные немецкие части отчаянно оборонялись в Торнякалнсе, вполне организованно действовали в Курземе и 14 ноября попытались взять Лиепаю. Не стоит забывать, что именно они стали костяком фрайкоров в Веймарской Германии, послуживших основой армии Третьего Рейха.  

Плененные бермонтовцы

То есть осенью 1919 года на Ригу наступали серьезные, а не опереточные силы?  

Без сомнения. Какими бы ни были подлинные планы Бермонта и его немецких партнеров, в любом случае в них не входила поддержка Латвийской Республики. В невероятно сложной геополитической, как бы мы сегодня сказали, ситуации наша армия блестяще использовала предоставившуюся ей возможность. При меньшей численности и оснащенности — на рижском фронте с бермонтовцами сражались около 11 тысяч человек — отчаянные и кровопролитные сражения у Риги, Елгавы и Лиепаи стали поворотным пунктом, настоящим боевым крещением Латвийской армии. С наилучшей стороны проявили себя командующий Янис Балодис и начальник штаба Петерис Радзиньш, зафиксировано много случаев солдатского героизма. Символом высочайшего боевого духа Латвийской армии стало контрнаступление утром 15 октября, когда воины 8-го Даугавпилcского полка по Железному мосту переправились на левый берег и героически удерживали плацдарм в районе Торнякалнса. Главный итог — юная Латвийская Республика и ее армия продемонстрировали способность за себя постоять: победа над бермонтовцами вызвала большой международный резонанс.

Командующий Латвийской армией Янис Балодис, вступивший в должность 16 октября 1919 года

Начальник штаба Латвийской армией, полковник Петерис Радзиньш

Рижский замок после обстрела бермонтовской артиллерии

Как во время этих событий проявило себя правительство Улманиса?

Как было отмечено, когда части Бермонта 10 октября вышли к Даугаве, на правом берегу царила неразбериха: многие государственные служащие и армейские чины не понимали, что происходит, и видели единственный выход в бегстве. Тогдашний командующий рижского участка полковник Йоргис Земитанс отдал приказ об эвакуации Риги, который в основном не был выполнен, потому что не дошел по адресу. Одновременно, безо всякого приказа, добровольцы отрыли вдоль берега окопы, глава правительства Карлис Улманис и министр иностранных дел Зигфрид Мейеровицс оставались на передней линии фронта. В данном случае Улманиса, получившего ранение во время обхода позиций, не в чем упрекнуть.   

Как вы оцениваете отражение обсуждаемых событий в кино и массовой культуре?

К документальной ленте Аскольда Саулитиса «Бермонтиада» у меня нет претензий. Что касается игрового фильма «Стражи Риги» Айгара Граубы, то его можно рассматривать в качестве исторического источника в одном ряду с «Властелином колец» Питера Джексона. Замечательные актеры разыграли романтическую фантазию на историческую. Хотя в отзывах современников Павел Бермонт предстает достаточно эксцентрической личностью, но он явно не дотягивал до полубезумца и сексуального маньяка, представленного в фильме. Даже если Павел Рафаилович был марионеткой в чужом стратегическом замысле, подобное изображение умаляет победу нашей армии.   

Командующий Русской Западной добровольческой армией Павел Бермонт-Авалов

Его биография достойна отдельного фильма...  

Дальнейшая судьба Бермонта складывалась причудливо. После латвийской авантюры он оказался в Германии, где в 1933 году возглавил Русское национальное освободительное социалистическое движение (РНОСД), то есть стал одним из первых русских фашистов. В состав этой структуры, находившейся в непростых отношениях с гестапо, входили боевые отряды, которые вместе со штурмовиками и бойцами «Стального шлема» сражались со спартаковцами и другими леваками. В 1939 году за нелестные высказывания о фюрере и финансовые махинации Бермонт попал в Моабитскую тюрьму, откуда был освобожден по личному ходатайству Муссолини и выслан в Италию. Но и там надолго не задержался. В 1941 году он из Белграда выехал в США, где факт тюремного заключения в нацистской Германии помог ему избежать денацификации. Примечательно, что в Америке наш герой стал одним из первых распространителей видеомагнитофонов. Павел Бермонт скончался в США в 97-летнем возрасте.

Как, по-вашему, следует отмечать День Лачплесиса, чтобы среди романтической символики и ритуалов не терялась историческая достоверность? 

Когда речь идет о государственном празднике, без мифов и ритуалов не обойтись. Торжественная церемония на Братском кладбище и военный парад на Набережной 11 ноября, свечки и факельные шествия в это темное время года — все это уместно и адекватно. Лишь бы отмечание государственного праздника не превращалось в формальное, добровольно-принудительное мероприятие советского времени. При этом и с исторической и государственной точки зрения совершенно неправильно рассматривать День Лачплесиса как чисто латышский праздник — как наши разбили русских и немцев. В армии Бермонта числилось достаточно много этнических латышей — было бы интересно изучить их мотивацию. В свою очередь, хотя костяк Латвийской армии несомненно составляли латыши, в ней были и русские, и литовцы с эстонцами, и евреи... Вот немцев из ландесвера, державшего в это время в Латгалии фронт против большевиков, на борьбу с Бермонтом не позвали...  Кроме того, при всем значении событий 1919 года и учреждения Ордена Лачплесиса нельзя забывать, что это день памяти всех воинов, сражавшихся за Латвию.  

Фото предоставлены Латвийским Военным музеем 

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.